7 июля в поселке Пежма Морозовского сельского поселения - праздник. Его жители и многочисленные гости будут отмечать 75-летие своего населенного пункта. Сразу отметим: это событие позиционируется именно как юбилей поселка, а не лесопункта. Потому как Пежемского лесопункта, как предприятия, уже нет. А поселок живет! Впрочем, начинался он в далеком 1937-ом году именно как первый механизированный лесопункт в Верховажском леспромхозе...
«Тракторная база»
А до тридцать седьмого года на речке Пежме и близ нее были аж два лесопункта - Морозовский и Семженский с лесоучастками Панега, Старая Панега, Лидзеньга, Гремяча, Первая и Вторая Медведка. Ручной труд, лошадки для отвозки заготовленной древесины, минимум постоянных кадров и сотни сезонно привлекаемых колхозников из сельхозартелей имени Димитрова, Жданова, Андреева, Буденного, «Первое мая», «Борьба за новую жизнь», «Красный флот». Замечу, что все эти колхозы располагались на территории тогдашних Морозовского и Косковского сельсоветов.
Несмотря на целых шесть лесоучастков, работа шла ни шатко, ни валко. А спелых лесных массивов вокруг было больше всех в районе. Да и на технику пора было переходить. Отсюда и решение области о создании первого механизированного лесопункта.
Немаловажный довод: в перспективе было намечено проложить автодорогу до станции Синега и, помимо молевого сплава заготовленной древесины по Пежме и Ваге, вывозить лес к железной дороге. Реализация именно этого аспекта в проекте была отложена на десятилетия и преобразовалась в итоге на вывозку древесины в Новый Куваш...
Первоначально поселок так и назывался - Тракторная база. А посмотреть на здешние трактора сюда приезжали со всех лесоучастков района. Да и руководители леспромхозов из других районов области - тоже. Потому как Пежемский был одним из первых механизированных на Вологодчине. Поначалу здесь были газогенераторные трактора, а перед войной появились и дизельные. Производственная база в самом поселке представляла собой гараж для техники, сушилку для древесины - топлива для газогенераторных тракторов, склад ГСМ, конюшню (все-таки половина заготовленного леса вывозилась на лошадях!), и еще - маленький кирпичный завод, единственный в районе. Через реку Пежму был пущен паром, который мог одновременно переправлять до пяти лошадей с нагруженными телегами. Тоже единственный в своем роде в нашем районе!
В общем, первый начальник лесопункта Евгений Вирин мог по праву гордиться своим детищем.
В 38-ом году лесопункт (а в поселке еще и жилья-то толкового не было, кроме нескольких бараков) вышел на первый запланированный по проекту уровень. Объем заготовки - наибольший в районе. Пежмарь Николай Постников с помощью поперечной ручной пилы за сезон заготовил 750 кубометров древесины - лучший результат в леспромхозе. А тракторист Александр Попов на своем гусеничном ЧТЗ-60 добился лучшего результата среди лесных механизаторов области. Вот это старт!
Огненные годы
Война стала настоящим испытанием для Пежмы. К ее началу в Верховажском леспромхозе трудились три сотни рабочих так называемого «постоянного кадра», около трети из них как раз в Пежемском лесопункте. Да еще по району к работе в лесных делянках привлекалось около полутора тысяч сезонных работников из колхозов. На вывозке леса было задействовано по леспромхозу 130 лошадей (около четверти - в Пежме). В лесопункте работали восемь тракторов и примерно столько же автомашин. Планом 1941 года предусматривалось заготовить 260 тысяч кубометров и вывезти 315 (в делянках лежала еще и прошлогодняя древесина). У Пежемского лесопункта план был самый напряженный.
Ситуация усугубилась тем, что к концу года из «постоянного кадра» осталось около половины. Вместо ушедших на фронт мужчин в делянки шли женщины. В Пежме в сорок первом 26 домашних хозяек, проводив мужей, заняли их место. Что самое интересное: уже зимой сорок второго они перекрывали довоенные нормы вдвое! Пример показывали Любовь Игнатьевская, Градислава Быкова, Александра Комолина, Елизавета Постникова, другие работницы. Обучились новой профессии и сели за рычаги тракторов Манефа Епифанова, Клавдия Зажигина, Александра Комолина.
Пежма в первый год войны стала инициатором нового начинания в лесной отрасли области. Здесь появилась так называемая «фронтовая бригада» Павла Васендина. В нее были подобраны самые крепкие и знающие дело мужчины, на «вооружении» были лучшие пилы и другое оборудование. Бригада брала обязательство вдвое-втрое перекрывать норму. Вслед за Пежемским такие бригады появились и в других лесопунктах области и района. И вот результат. По итогам третьего квартала 1942 года Верховажский леспромхоз выполнил план заготовки на 215 процентов и стал лучшим в области. Пежемский лесопункт - на 250 процентов! А бригада Васендина добилась среднедневной производительности на одного работника в 6,2 кубометра древесины при норме в 3.
- У нас - свой Сталинград, - говорил Васендин. - Отступление закончено, в работе - перелом!
Пежемский лесопункт внес наибольший вклад в заготовку так называемой спецдревесины. Она направлялась на производство авиафанеры. Немногие сейчас знают, что фюзеляжи знаменитых истребителей конструкции Лавочкина изготавливались именно из нее. Так что, может, знаменитый Кожедуб сбил свои шесть десятков фашистских стервятников как раз на самолете, корпус которого был изготовлен из фанеры берез, когда-то росших в пежемских делянках. Заготовка спецдревесины была так важна, что даже сплав отобранных для нее бревен шел отдельно. Чтобы не путать с другим лесом. Не по Пежме да Ваге, а по Ембе.
На подъеме
Но пик объемов производства в Пежемском лесопункте пришелся на советские послевоенные десятилетия, и особенно на брежневскую эпоху.
В 1948-49-ом годах в лесопункт поступили первые в районе электростанции. Да, во множественном числе! От них работали электропилы в делянках. Моторы с генераторами располагались на тракторных санях. И снова Пежма была пионером в этом деле. Павел Дружининский, Николай Ляпин, Владимир Ширшов и их коллеги быстро освоили новые агрегаты.
Да, потом в верховажском ЛПХ появились и более молодые лесопункты, обогнавшие по объемам прозводства Пежму. Верховажский, Кулойский, Чушевицкий. Но Пежма заслуженно гордилась своими рабочими-профессионалами, настоящими мастерами своего дела. Среди них кавалер ордена Ленина тракторист Николай Зажигин, награжденные орденом Трудового Красного Знамени Николай Онучин и Константин Макаровский, кавалеры ордена «Знак почета» Дмитрий Соболев и Виталий Плотников, другие работники, удостоенные правительственных наград.
Знаковый этап - выход пежмарей по построенной автодороге на железную дорогу, на Ново-Куваш. Немалая роль, как считают, принадлежит здесь техноруку лесопункта Сергею Лытасову.
Честно говоря, о спаде в годы рыночных реформ и писать-то не хочется в этом предъюбилейном материале. Отметим вот что: производство и соответственно рабочие места, пусть и в значительно меньшем, чем прежде, масштабе, сохранились благодаря ООО «Вага-лес» (фирма-владелец и инвестор «Горстройзаказчик»), позднее «Макарцево-лес». Николай Коротаевский помогает пежмарям - об этом в поселке мне говорили неоднократно.
Что сейчас в производственной сфере? Мужчины, занятые в реальном производстве, условно делятся на три примерно равные, но невеликие группы. Первые заняты на работе вахтовым методом. Например, на лесных делянках Устьянского района Архангельской области. Вторые работают у предпринимателей соседнего Морозова - «столицы» сельского поселения. Третьи - в фирме, руководимой Коротаевским.
Своих индивидуальных предпринимателей, в отличие от соседнего Морозова, практически нет. Женщины работают в основном в сфере услуг или в бюджетном секторе.
Такая вот ситуация на нынешнем пежемском рынке труда. В общем-то, привычная и не больно радостная для рыночных времен. Но все-таки гораздо лучшая, чем, скажем, в Рогне или Феклухе - тоже ведь поселки, где были когда-то немалые лесопункты.
Есть ли будущее у Пежмы, как у производства? Трудно сказать. На мой взгляд, скорее «нет», чем «да». Но вот как поселку - почему же ему не жить?!
Из истории
Начиналась Пежма с правого берега реки. Это уж потом она обосновалась на левом. Произошло, по сути, это в начале пятидесятых. Но вот что примечательно: с самого начала здесь строились не только производственные объекты, но и предназначенные для людей. Не только жилые дома (поначалу бараки). В числе первых «пусковых» были клуб, столовая, пекарня, а потом детсад. Где-то в конце пятидесятых - начале шестидесятых годов Пежма считалась самым обустроенным населенным пунктом района.
Времена, конечно, бывали разными, как и обстоятельства. И в Пежме, как и в других лесных поселках района, было много так называемых «вербованных» - работников из Украины, Молдавии, разных областей России. Дело, в общем-то, понятное. Кто-то и осел на нашей северной земле.
Но был и неприятный момент. Это когда на сломе сталинско-хрущевской эпох сюда были направлены условно освобожденные бывшие уголовники из лагерей. Еще та была публика! И в этом «национально-социальном котле» - местные, вербованные, недавние зэки - быстро вспыхнули, мягко говоря, разногласия. Да такие, что Пежма одно время считалась самым криминальным населенным пунктом района – работы для верховажской милиции здесь было больше, чем в самом райцентре. Но потом это утряслось...
Здесь и сейчас много типичных для лесопунктов двухквартирных домов. Но, как и в Теплом Ручье, например, хватает и изначально частных, своих. Строить их активно начали в хрущевскую «оттепель». А вообще после 1953 года за два десятилетия здесь было построено 48 частных домов, да 12 домов перевезены из деревень. Строились люди и потом, но уже меньше.
И сейчас поселок живет интенсивной жизнью. В Пежме много своих местных патриотов. Нет и того общественно-житейского уныния, который встретишь нынче в целом ряде деревень и поселков. Пежмари - люди неунывающие, трудолюбивые и гостеприимные! Пример - фольклорный ансамбль «Прялица», о котором не раз рассказывала наша газета. Ах, с каким энтузиазмом и теплотой говорили мне бабушки из «Прялицы» о своей любимой Пежме! Еще вот что подумал: выступи они в своих народных костюмах на «Евровидении» - наверняка бы прославились на весь мир, как и бурановские бабушки! Не хуже мастера, ей Богу!
Пежмари уверены, что у них лучший хлеб в районе. Благодаря пекарне, которой заведует Надежда Астафьева. А на реплику одной, что в соседнем Морозове пекари Зобнина тоже пекут вкусный хлеб, артистки вроде и пообиделись: свой вкуснее. Местные жители хорошо отзываются о работе «лесторговского» магазина.
Много добрых слов было сказано в адрес заведующей местным клубом Светланы Козловой. Самодеятельность у нее - на высоте! Отмечу, что этот материал появился на свет во многом благодаря Светлане Владимировне. Ей бы в газете работать: настолько насыщенно-информативной оказалась наша встреча.
В Пежме любят свою школу, хотя и немного ребятишек в ней осталось. Обучалось когда-то до 120, а сейчас чуть больше десятка...
По населению Пежма, конечно, убывает. Вот и Козлова горюет: закончив в этом году среднюю школу в Морозове, уедут пять ее девчат-артисток.
Много пежмарей обустроилось в Верховажье, подняв «с нуля» новые дома в разных концах и микрорайонах райцентра. Кто-то подался в более дальние края. Но важно, что уехавшие не забывают своего родного поселка. Приезжают сами, на лето отправляют в Пежму детей и внуков.
А из живущих многие стремятся получше обустроить свои дома, дворы, огороды. Мы с коллегой просто поражены были двориком семьи Снятковых Дмитрия и Натальи. Масса выдумки, филигранной работы, а в результате - не дом с двориком, а волшебный теремок. Пальмы, какие-то загадочные фигуры в полный рост - люди и животные. Невиданная мною ранее нигде композиция из ... бутылочных пробок от минералки да лимонада.
И вообще, люди добрые, приезжайте в Пежму на юбилей - не пожалеете!
Юбилей поселка - юбилей семьи
Вот ведь какое интересное совпадение: в этом году не только юбилей Пежмы, но и юбилей совместной жизни у ряда пежемских семей. Меня с ними познакомила Светлана Козлова.
60 лет живут вместе Николай Егорович и Александра Клавдиевна Егоровы. Глава семьи в свое время был лучшим токарем не только в лесопункте, а во всем леспромхозе. И дело свое он передал сыну Александру! Супружеской чете сейчас по 83 года. А отношение друг к другу как у молодых любящих супругов. Разговаривают с юморком.
55 лет совместной жизни у супругов Зажигиных, Анатолия Александровича и Глафиры Степановны.
- Я ведь совсем еще пацаненком в военном 1943 году работать в лесопункте начал, - рассказывает Зажигин. - Вначале заготовкой чурок для газогенераторных тракторов занимался. Потом и с электропилой в делянке работал. Махина здоровая, вдвоем приходилось с ней обращаться. А жена у меня продавцом всю жизнь проработала.
50-летний золотой юбилей семейной жизни отметят Иван Клавдиевич и Маргарита Николаевна Гущины.
- Я - здешняя учительница, - рассказывает Маргарита Николаевна, кстати, активная участница «Прялицы» и местного ветеранского клуба. - Сколько детишек через мои классы прошло! И, конечно, обидно, что их сейчас в Пежме так поубавилось. Но верю, что наш поселок будет жить. Вот и к этому юбилейному празднику активно готовимся. Выступим лучше молодых!
Вот такой настрой в Пежме. Неунывающий. Приезжайте на праздник - сами убедитесь!
Валерий Сальников. Фото автора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий