15-й автопробег инвалидов Вологодской области проходил с 1 по 18 июля. На этот раз его участники преодолели путь около двух тысяч километров. За время пробега они посетили семь населенных пунктов, в том числе и Верховажье.
Организатор акции - Вологодская областная организация Всероссийского общества инвалидов (сокращенно - ВОО ВОИ) при содействии правительства Вологодской области.
Маршрут, ломающий барьеры
Всего участников - 25 человек. Это инвалиды - члены ВОИ, активно участвующие в работе своих местных организаций, среди них три инвалида-колясочника. Самому старшему участнику пробега 63 года, самому младшему - 17. Ехали они на девяти автомобилях. Машины в основном иномарки, так что неудобства на дорогах были сведены к минимуму.
Среди участников – экипажи из восьми районов области: Верховажского, Вожегодского, Вологодского, Междуреченского, Сокольского, Чагодощенского, Шекснинского и г. Вологды. Верховажский район представляли Николай Николаевич Кашинцев и Зинаида Дмитриевна Ермолина.
В список мероприятий пробега вошли встречи с представителями власти, местных организаций ВОИ, СМИ, общественностью районов в виде «круглых столов». Таким образом участники акции делились опытом в организации работы по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам инфраструктуры в Вологодской и Архангельской областях, в вовлечении молодых инвалидов в члены ВОИ и пропаганде ее деятельности. На «круглых столах» рассматривались исполнение федерального и регионального законодательства, направленного на социальную защиту инвалидов, а также работа местных организаций ВОИ.
Напомним, что программа «Доступная среда» принята в России в 2009 году. Она направлена на обеспечение к 2015 году равного доступа инвалидов к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым и предоставляемым для населения. Проще говоря, инвалид не должен испытывать каких-либо неудобств на улицах, в зданиях, общественных местах.
В течение девяти дней, заезжая в разные райцентры, разговаривая с властью и общественностью, привлекая к себе внимание, люди с инвалидностью - участники автопробега - демонстративно ломали те барьеры, которые для них построил мир.
Из квартиры на улицу – полоса препятствий
Долгие годы государство (и мы в том числе) упорно вычеркивали инвалидов из нашей жизни - посмотрите, на улицах редко встретишь человека на коляске. А все почему? Для того чтобы инвалиду просто выйти из дома, нужно преодолеть полосу препятствий - лестница, двери, крыльцо и дальше по списку. Большинство домов явно не предназначены для людей с инвалидностью. И, к сожалению, даже в крупных городах многие предписания для обеспечения доступности социальных объектов для инвалидов выполняются для галочки. Некоторые пандусы поставлены под таким углом, что подняться или съехать по нему может лишь отчаянный. Вот бы усадить в коляску «архитекторов» подобных сооружений и заставить прокатиться «с ветерком». Двери в лифты там, где эти лифты имеются, узки для колясок, как, впрочем, и входные двери общего пользования, остановки общественного транспорта не обустроены для колясочников… Это перечисление можно продолжать и продолжать.
Но самое большое препятствие, с которым ежедневно сталкивается инвалид - это человеческий эгоизм. Магазины, кафе, школы - всё, по большому счету, для него закрыто. Мы пришли к тому, что комфортно себя ощущать в мире инфраструктуры может лишь физически здоровый человек. Конечно, трудно представить себя в ситуации, когда невозможно самому перейти дорогу, что-то купить, подняться по ступенькам.
Одна моя знакомая рассказала любопытную историю. Дело было так - в магазин зашел незрячий мужчина с собакой. Всем было видно, что этот человек - инвалид и собака является его поводырем. Когда мужчина попытался войти в торговый зал, его задержал охранник, сказав, что вход с животными запрещен. Моя знакомая, увидев это безобразие, очень возмутилась. Но на аргумент, что «собака в данном случае равносильна коляске, и без нее человек не сможет передвигаться», оказался бессильным. Охранник сохранял спокойствие и лишь автоматически повторял: «С собаками нельзя». Поняв, что крепость не пробьешь, девушка вызвалась помочь незрячему мужчине - проводила в зал, выбрала продукты и довела до кассы, а затем до собаки.
Вот и получается, что мы сознательно ставим какие-то нелепые барьеры, разграничиваем людей на «нас» и «их». А кто дал нам такое право?
Какое-то время к инвалидам применяли определение «люди с ограниченными возможностями». Это априори неправильно. Начать нужно с того, что все люди в возможностях ограничены - кто-то не может петь, кто-то - писать стихи, кому-то не дано встать на пуанты, да что говорить - примеров много. Поэтому непонятно и абсурдно деление людей на «могущих» и «ограниченных».
Около 10 % людей в мире имеют инвалидность. Это примерно 650 млн. человек. Этот процент, увеличиваясь или уменьшаясь, хотим мы этого или не хотим, будет существовать всегда. Мы не застрахованы от автокатастроф, природных катаклизмов и простых случайностей. В беду можем попасть мы, наши дети и близкие люди. И что же, став инвалидом, мы потеряем право на достойное человеческое существование? Все равны, и все должны в равной мере пользоваться теми благами, которые предоставляет нам современный мир. И государство, организации, люди обязаны помочь обеспечить к ним одинаковый доступ для всех.
Насколько доступно для инвалидов Верховажье?
Кортеж с участниками автопробега мы поджидали у входа в администрацию. Честно говоря, я готовилась увидеть несколько иную картину. В сознании представлялись какие-то спецмашины, обязательно с сиреной и мигалками.
Когда на Октябрьскую завернула первая машина в сопровождении местной полиции, все мои ожидания испарились. Это был большой джип, за ним следовали обычные легковые автомобили. Все по очереди припарковались, из машин стали выходить смеющиеся люди - все в синем, с символикой ВОО ВОИ.
Ко мне тут же подошел один из «синих». Это был мужчина лет пятидесяти, разговорчивый, с чувством юмора. Тут же начал рассказывать о том, как провели предыдущую ночь в Липках, как «даже хозяйку дома с собой захватили».
Я заметила недалеко от себя нескольких ребят в инвалидных колясках - двух парней и девушку. Лицо одного из них мне показалось знакомым. Так и есть, это Максим. С ним мы познакомились еще в прошлом году на съемках передачи «Вместе». В тот раз мы обсуждали тему инклюзивного общества и проблемы людей с инвалидностью. Еще тогда Максим удивил меня своей активной жизненной позицией. Молодой человек получает второе высшее образование, работает сразу в двух местах, активно участвует в деятельности ВОО ВОИ. И сейчас, в нашей глубинке, Максим показывает пример того, как должен вести себя человек, оказавшийся в трудной ситуации, - не ныть, держать себя в руках, не замыкаться в себе, радоваться каждому новому дню, трудиться, работать над собой. На вопрос, как прошла ночь в Липках, Максим, улыбаясь, признался: «Кровати были ну уж очень жесткие».
Вместе мы отправились в здание администрации, там участников автопробега ждал глава района.
Попасть внутрь без труда удалось не всем. Пандус, построенный на крыльце, оказался непригодным для подъема на коляске. Вот и проверили, насколько добросовестно власти отнеслись (к принятой, кстати, и в Верховажском районе) программе о доступной среде.
Очутившись-таки в малом зале администрации, участники акции пообщались с главой района Геннадием Непомилуевым, с начальником управления социальной защиты населения Николаем Ильиным и с заведующей музеем Антониной Завьяловой.
Руководитель ВОО ВОИ Леонид Крюков говорил об основной деятельности организации, о существующих проблемах инвалидов и о целях проводимой ими акции. Верховажские чиновники, в свою очередь, рассказали о том, чем и как живет район, как реализуется программа «Доступная среда» у нас.
Леонид Юрьевич указал на то, что пандус у входа в администрацию построен неправильно - не выдержан угол. Это как раз пример, который я приводила выше - про отчаянных. В ответ ему дали обещание исправить всё в ближайшее время. Лишь на такой практике можно по-настоящему выявить существующие неудобства и исправить их. «Практически вся страна учится, - сказал Леонид Юрьевич, - замечания есть ко многим администрациям районов. Почти везде приходится переделывать эти пандусы, а ведь это очень затратно. Мы советуем, как нужно делать правильно, чтобы и инвалидам было удобно, и чтобы деньги сэкономить». Также подчеркнул, что стране не хватает реабилитологов, которые работают с людьми, да и вообще нет единой службы реабилитации.
В Верховажском районе деньги, выделенные на реализацию программы, пошли в том числе на создание пункта проката для инвалидов. Об этом рассказал Николай Александрович Ильин. Там можно, к примеру, взять во временное пользование костыли, если вдруг случится беда.
Затронули и тему занятости инвалидов. В нашем селе этим, конечно, занимаются - работают клубы, кружки по интересам и т.п., но рисовать, честно говоря, хочется не всем. Татьяна Николаевна Платонова - заместитель руководителя ВОО ВОИ - заметила, что у нас недостаточно работают с молодыми инвалидами. Попросту о них и интересующих их мероприятиях ничего не слышно.
Эта тема требует долгого, внимательного изучения. Проблем много. Решать их нужно осторожно. Обязательное условие - наладить интерактивную связь между инвалидами и государством. Причем шаги навстречу должны делать обе стороны - как «сверху», так и «снизу». Чтобы первым все, что для них делают, было действительно нужно, а вторые выполняли это по совести, а не для галочки.
После встречи для гостей провели небольшую экскурсию по центру Верховажья. Антонина Завьялова рассказала о местных достопримечательностях.
Попрощались мы так же тепло, как и встретились. Я дала себе слово обязательно увидеться с «марафонцами» еще.
Вообще, в разговорах на такие темы стараешься избегать общих фраз. Хочется уйти от привычных штампов и нотаций. Когда я готовила этот материал, постоянно думала о тех по-настоящему искренних в своих чувствах людях, которые уже «колесили» по соседней области. Думала о том, как комфортно мне было с ними общаться, с какой отзывчивостью они ко мне относились, и как было неловко, когда даже в районную администрацию некоторым из них без посторонней помощи было не зайти. Им не нужны сочувствие и жалость, они всего лишь заявляют о себе и своих правах. Просто они хотят, чтобы к ним относились не как к «другим». И всего-то требуется для этого - разрушить в себе созданные нами же стереотипы.
Текст и фото Алены Александровой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий