Давным-давно в деревне Стиховская Терменгского сельского поселения мужики строили дома, пахали землю, бабы рожали детей, а старухи, как и полагалось в те времена, нянчили внуков. Деревня жила, как и миллионы русских сел: страдала и пела, падала и поднималась, терпела и боролась. Последние лет двадцать-тридцать на прощание махала рукой тем, кто покидал ее. Как оказалось потом, навсегда.
...В темный осенний вечер только в одном доме будет тускло гореть огонек. Но с первыми заморозками и этот единственный огонек погаснет. И опустевший дом останется без хозяйки. Она уедет из деревни, а вернее, ее увезет дочь Татьяна к себе, в Верховажье. Уже не одну зиму Мария Дмитриевна Кашинцева в свои почти 89 лет (дай Бог, исполнится в сентябре) живет у дочери. Встречать нас она не вышла. Ждала гостей дома.
- Проходите, проходите, сейчас чайник поставлю. До самого дома на машине проехали? А весной бы не проехать, пришлось бы в гору пешком идти. Ой, и красота у меня здесь. Тишина. Выйду утром на крыльцо, птички поют. А воздух какой! Не надышишься!
- Мария Дмитриевна, скука в гости не приходит?
- Нет, не приходит. Мне веселья не надо. А вот соседка из другой деревни, Лымзино, Нина Александровна бывает часто. Она тоже одна нынче осталась. Да и социальный работник есть у меня, продуктов и воды привезет, по дому что надо - поможет…
Марию Дмитриевну знаю еще по 70-м годам, когда она работала дояркой, а я зоотехником в колхозе «Терменьга». Боевая, прямая, работящая, у нее ничего не валилось из рук. С мужем Григорием Григорьевичем держали хозяйство, воспитывали троих детей и работали, не зная усталости.
А закалила эту женщину война. Весть о нападении Гитлера застала ее в г.Собинке Московской области, куда она с подружками приехала устраиваться на текстильную фабрику. Но грозное событие заставило Марию возвратиться домой. Лето работала в колхозе, зимой забрали на окопы в Пришекснинский район. В июне 1943 года ей вручили повестку в армию. И родные, и сама девушка понимали, что идет Мария на войну.
Много пришлось испытать ей за эти два года. Служила Мария радисткой в авиации дальнего действия. Победу встретила в г. Шрода в Польше. В тот день она была на дежурстве, поэтому почти первой узнала о долгожданной победе. Домой вернулась в сентябре победного 1945 года.
Тяжелый колхозный труд все же был мирным, поэтому не боялась молодая девушка никакой работы. Замуж вышла за парня из соседней деревни. Оба фронтовика ждали, когда же будет передышка? Да так и не дождались. Трудились в колхозе, поднимали детей, заботились о их судьбах. Разве что теперь Мария Дмитриевна может спокойно отдохнуть. Так ведь это только физически. От нахлынувших воспоминаний нет-нет, да и заболит душа, затоскует сердце: разве ради этого они трудились, чтобы вот так один-одинешенек стоял ее дом в деревне? Непрошенные слезы появляются каждый раз, как приходится покидать ей свой родной угол, уезжая на зиму к детям и внукам. Конечно, ей там хорошо, никто не обижает, но ведь не нами придумана поговорка: в гостях хорошо, а дома лучше.
Вот и нынешнюю весну Мария Дмитриевна дожидалась с нетерпением. «Как только в марте-апреле солнышко пригреет, - рассказывает Татьяна Григорьевна, дочь Марии Дмитриевны, - мама уже засобирается домой. Дни считает, когда ее отвезем. Понимаем, что за длинные зимние месяцы она истоскуется по своему дому, деревне. Люди того поколения не привыкли, чтобы за ними ухаживали, хотя она для нас - не обуза. Внуки любят бабушку, каждую неделю навещаем ее в деревне, помогаем…».
Дорогая Мария Дмитриевна! Примите искреннюю благодарность за Ваш ратный труд во имя Победы! Ни одна награда, а их у Вас много, не может быть ценней жизни и мирного счастья людей. Живите долго и радуйтесь каждому мгновению. Низкий Вам поклон от всех живущих ныне!
В гостях побывала Нина Юренская.
Комментариев нет:
Отправить комментарий