В районе может произойти радикальное сокращение не просто государственных или муниципальных чиновников, а высококлассных сельхозспециалистов. По настоянию области сокращению штатов подлежат районное управление сельского хозяйства и государственная ветеринарная служба.
Это и произойдет, если будет реализован областной закон «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Вологодской области». Наши районные депутаты рассмотрели проект этого закона. Они считают, что сокращения, напоминающего фактическую ликвидацию сельхозуправления и госветслужбы, допустить нельзя. Впрочем, обо все по порядку.
Это и произойдет, если будет реализован областной закон «О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Вологодской области». Наши районные депутаты рассмотрели проект этого закона. Они считают, что сокращения, напоминающего фактическую ликвидацию сельхозуправления и госветслужбы, допустить нельзя. Впрочем, обо все по порядку.
В советские времена в райсельхозуправлении работало без малого четыре десятка человек. Это и понятно: советское сельское хозяйство в условиях централизованной плановой системы и жесткого командно-административного управления не могло на районном уровне обойтись без такой армии управленцев и специалистов.
Наступил рынок. Кем командовать, если система развалилась, а каждый колхоз, ООО или фермерское хозяйство в условиях рыночной системы стали сами себе хозяевами? Сельхозуправления районов Вологодчины подверглись радикальному сокращению. И, в общем-то, вполне оправданному. Оно шло все два рыночных десятилетия. За последние три года штат верховажского райсельхозуправления был уменьшен с 14 до восьми с половиной штатных единиц. Как считают сами наши спецы, это было максимально возможное сокращение. Сейчас за каждым специалистом управления закреплен отдельный сектор сельскохозяйственной отрасли: агрономическая, зоотехническая службы и т.д. Разумно? Вполне!
Важно еще вот что: профессиональные и управленческие услуги специалистов райсельхозуправления востребованы самими сельхозпредприятиями района, будь это колхозы, ООО или фермерские хозяйства. Сужу по тому, что ежедневно встречаю в сельхозуправлении как хозяев и руководителей сельхозпредприятий, так и их специалистов. Здесь - своего рода штаб, «мозговой центр» сельскохозяйственной отрасли района. Так было при Александре Бределеве, не утрачено и при Вячеславе Щукине. Здесь советуются, принимают совместные решения, намечают какие-то прорывные программы. Спорят и убеждают, в конце концов.
Да, в тех районах, где сельское хозяйство или развалилось, или близко к этому, таких сельхозуправлений, как верховажское, может, и не нужно. В Вытегре, соседней Сямже или Вожеге, например. Есть в райадминистрации пара-тройка чиновников, которые занимаются сельхозтематикой - и слава Богу. И хватит.
Но у нас-то иная ситуация! В районе 13 действующих сельхозпредприятий различных форм собственности. Это - редкость для Вологодчины! Ясно, что по объемам сельхозпроизводства мы не можем конкурировать с южными пригородными районами области. Но по урожайности, продуктивности, организованности вполне! А по льноводству вообще лидеры. Посевы льна составляют треть областных площадей под этой культурой! Два действующих льнозавода - тоже не «хухры-мухры». Не будем забывать о том, что три хозяйства у нас имеют статус семеноводческих.
Районные депутаты, специалисты считают, что сокращение штатов райсельхозуправления приведет к потере контроля над отраслью, связей как между хозяйствами, так и с областным департаментом сельского хозяйства, внесет дисбаланс в деятельность сельхозпредприятий, ухудшит работу отрасли в целом.
Сократить штаты ради экономии денежных средств на оплате специалистов? Да невелика она! Средняя заработная плата специалиста райсельхозуправления в нынешнем году составляет 14003 рубля. Мужики на лесопилках много больше получают, правда, «втемную». У районных аграрных спецов заработок не «в конверте», с него налоги в муниципальный бюджет берут.
Кстати, если уж на то пошло, то по сравнению с прошлым годом норматив на оплату труда работников местного самоуправления уменьшился! Распоряжением главы района приостановлены выплаты материальной помощи, премии… Содержать сельхозуправление за муниципальный счет без областной помощи? Да положение дел сейчас таково, что у района нет средств ни на одного специалиста, курирующего сельхозпроизводство! Без помощи областного бюджета, как и было, не обойтись.
Теперь о ветеринарной службе. Предлагается значительное сокращение ее штатов, прежде всего ветлаборатории. Говорил с начальником райсельхозуправления и бывшим руководителем районной ветслужбы Вячеславом Щукиным. Он считает, что предлагаемые меры могут привести к кардинальному ухудшению ситуации с болезнями животных в районе. За один-два года вернемся к ситуации 50-60-ых годов прошлого века. Не исключено, что напомнят о себе такие вроде бы прочно забытые заразные болезни, как стригущий лишай, бруцеллез, лейкоз, паратуберкулезный энтерит, бабезиеллёз крупного рогатого скота, другие. Тогда сама жизнь заставит восстанавливать ветлабораторию в кратчайшие сроки! Зачем же «огород городить», самим себе проблему создавать?
Опять-таки ради экономии денежных средств на оплате труда специалистов? Да некоторые нынешние ветврачи и десятка тысяч рублей в месяц не получают, подрабатывают техничками, еще кем-то на предприятиях, Но, главное, не бросают ветслужбу, выполняют профессиональный долг.
Депутаты районного Представительного Собрания обратились по поводу необходимости сохранения штатов управления сельского хозяйства и ветеринарной службы к Губернатору Вологодской области и областное Законодательное Собрание. Обзвонили соседние районы. Тамошние коллеги согласны с наличием проблемы. Но поддержат ли официально? Еще вопрос! Может, «слабо»? Но ведь если открыто не высказывать свое мнение, свою точку зрения, чего-то бояться, тогда точно можно «дров наломать»! Надеюсь, у нас все-таки голос «глубинки» при необходимости и Москва услышит!
О реакции областных властей на обращение мы обязательно расскажем.
Валерий Сальников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий