пятница, 7 сентября 2012 г.

Лесная «ниша»


Лето да сентябрь - самая ягодная пора в наших краях. И самое время заработать на них. В некоторых лесных поселках района, где и производства-то, считай, не осталось, люди на ягодах обеспечивают себя деньгами на всю зиму…

 Когда занялся этой темой,             как раз шел сбор черники. Нынче на нее было урожайное лето. Достоверно узнал: некоторые сборщики зарабатывали на чернике до трех с половиной тысяч рублей в день. «За три дня девять тысяч!», - рассказала одна знакомая женщина, каждый год промышляющая сбором ягод. - Такого еще не бывало!
Вначале цена на чернику у перекупщиков держалась около 55-60 рублей. Затем в ряде поселений поднялась до 70.
Казалось бы: урожай большой, предложение высокое, цена по рыночным законам должна упасть. А она к потолку стремится. Почему? Да все просто. Это у нас на Ваге нынче было черничное море. В южных же районах области уродилось ее средне. В регионах поближе к Москве и вовсе был черничный неурожай. А ведь ягода-то потребляется в первую  очередь именно там. В тех же Москве да Петербурге. Это верховажские заготовители работают в основном на ягодных оптовиков в Вологде. А то и дальше.  Знаю одного из них, у него в нашем районе была сеть заготовителей, хотя реальный хозяин всего ягодного дела живет в Санкт-Петербурге. Занимался мой знакомый скупкой верховажских ягод пару лет назад. Потом перешел в другой вид бизнеса. А нынче зубами скрипел: мол, зря бросил, такие деньги мимо проходят!
- Беда в том, что весь этот ягодный бизнес – сплошь «серый», находится в «тени» - говорит начальник Верховажского гослесничества Владимир Булганин. - Мы не можем определить, ни какие деньги  там крутятся, ни какие реальные объемы ягод заготавливаются в районе.
Прав Владимир Михайлович! Эта рыночная ниша уже не пустует, но она действительно сплошь «темная». Впрочем, не думаю, что это продлится долго. А то ведь может дойти до того, что мы сами  свои же ягодники сведем к нулю, испортим. Да и потенциальный налоговый ручеек в этой сфере предпринимательства протекает мимо государственного кармана. Может, когда-то государство и наведет элементарный порядок в  ягодном деле. Но, думаю, возможен другой вариант. Когда на перспективные ягодные проекты обратит внимание серьезный бизнес. А к чему ему масса мелких  «серых» конкурентов?
Мы со специалистами все же попытались прикинуть, каков объем ягодного оборота в районе. По самым скромным подсчетам, речь идет о сотнях тысяч рублей. А потенциал-то еще больше! Оказывается, есть официальные  оценки вологодских специалистов по ежегодным запасам верховажских ягод-грибов. Если перемножить эти объемы на нынешние средние цены заготовителей, речь идет уже о миллионах рублей! Так что эта рыночная ниша  освоена частично, далеко еще не «забита»!
По ряду свидетельств, наша ягода идет и за рубеж. Во всяком случае, в прошлые годы у нас действовали оптовики-покупатели (через мелких местных заготовителей) в интересах литовского бизнеса. А уж прибалты отправляли замороженную или уже переработанную в конечный продукт важскую ягоду дальше на Запад. А там ее продавали очень дорого. Ведь на каждом звене этой ягодной цепочки должна быть своя маржа, своя выгода. Начиная от мелких местных заготовителей, которые, закупая у сборщиков по 60 рублей и дороже килограмм той же черники, сами имеют с этого килограмма, как рассказывают, от 5 до 10 рублей, а то и больше.
Но с того же Запада в этот весьма перспективный ягодный бизнес могут вторгнуться очень серьезные конкуренты.
Поясню, о чем речь. Скоро у нас сезон сбора клюквы. Какими будут закупочные цены, прогнозировать в этом «темном» деле трудно. Может, ниже прошлогодних, может, на уровне или выше. Я о другом. Об урожайности, которая прямо влияет на цену.
В  естественных условиях, как утверждают специалисты, клюква может давать до 150 килограммов ягод с гектара. Или даже больше. Так вот: в братской Белоруссии уже собирают клюкву не только с естественных угодий, а создают культурные плантации. Оказываются, тамошние ученые и практики бились над этим не одно десятилетие. И решили проблему. Уж как выращивают клюкву на плантациях, не знаю. Но вот результат: с гектара собирают 1-2 тонны ягод! Почувствовали разницу?  Появились сообщения, что ягодные плантации собираются создавать в Польше, Швеции, Германии, соседней Финляндии.
Скажете, наша-то лесная да болотная ягода от нас никуда не уйдет! Это так. А ну как спросом у хозяев торговых розничных сетей пользоваться не будет из-за высокой цены? Не забудьте: Россия уже в ВТО. И вполне возможно, что скоро к нам хлынет поток дешевой зарубежной плантационной ягоды. И будем мы покупать в верховажских магазинах замороженную клюкву, бруснику, чернику, морошку, а не бродить в их поисках по болотам да лесам. Не хмурьте недоверчиво брови: то же самое произошло с молоком. Сейчас ведь большинство жителей района предпочитают его покупать в магазине, а не содержать свою коровушку!

*  *  *
Теперь о грибах. Пример, как надо распоряжаться своим грибным потенциалом, подает та же Белоруссия. И в советские-то времена она держала первое место в стране по товарной заготовке белых сушеных грибов, опережая РСФСР, и второе - по заготовке солено-маринованных. А сейчас там всерьез думают над тем, как занять лидирующие позиции на европейском грибном рынке. И опять-таки: рассчитывают на плантационное выращивание грибов.
Кстати, пример здесь показывают французы. Они свои шампиньоны уже давно выращивают в товарных хозяйствах плантационным способом. А сморчки (есть такие грибы) - на грядках с артишоками сплошь и рядом. Вот белорусы да немцы и задумались о выращивании других грибов в культурных  условиях. Почему у французов могут быть грибные фермы, а у них нет? 
Японцы (народ ушлый!) тоже всерьез заинтересовались грибным бизнесом. Они, в частности,делают ставку на тамошние съедобные грибы сие-таки. Дело в том, что их ученые выделили из гриба производные интерферона, а также эритаденин – препарат, снижающий содержание холестерина в крови. Японский центр онкологических заболеваний  нашел грибы, экстракт из которых обладает антираковыми свойствами. В общем, японцы, похоже, делают ставку на лекарственную составляющую культурного грибоводства.
А ведь грибные мини-плантации вполне возможны и в наших условиях! «ВВ» уже рассказывал о верховажанине Валерии Зенкове, который научился выращивать волнушки на грядках. Другие разве не могут?
Кстати, именно русские, а не французы первыми в мире занялись культурным выращиванием грибов. Еще в 1878 году  наш отечественный естествоиспытатель Н.Д.Никитин провел опыты по посеву грибов на грядках. Перезревшие мелкоизмельченные шляпки он раскладывал рядами под 10-12-летними елями в места, освобожденные от мха и травы, и прикрывал их мхом. Получались если не грядки, то что-то похожее. На следующий год вырастали рыжики! Массовому распространению помешал рынок того времени: культурное грибоводство оказалось гораздо более затратным, чем сбор диких грибов. Грибы на рынке были тогда фантастически дешевы. Не то что сейчас!
Интересно, что до революции практику Никитина с успехом (хоть и в небольших масштабах) пытались претворить в жизнь любители-грибники Вельского уезда, в состав которого входила территория нынешнего Верховажского района.

*  *  *
И  в заключение. Грибы-ягоды - еще до конца неосвоенная рыночная ниша для местного бизнеса. Недаром ряд наших земляков, среди  которых и специалисты-лесники, и депутаты, и просто заинтересованные люди, резонно спрашивают: а почему не использовать пришедший в район газ в производственных целях? Речь - о грибоварнях, где топливом служил бы газ. Да и о более крупном бизнес-проекте - настоящем консервном заводе по переработке  ягод и грибов, а также овощей, работающем на природном газе. Кстати, на юге области такие производства уже перешли из разряда задумок во вполне серьезные бизнес-проекты. Верховажью просто не с руки отставать, поскольку мы являемся одним из самых ягодно-грибных районов Вологодчины!

Валерий Сальников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий