пятница, 14 сентября 2012 г.

«Нам много досталось, но мало осталось...»


 Приехала продуктовая автолавка. В ожидании своей очереди пенсионеры обсуждают жизненно важные вопросы. Говорят о погоде, позволившей выставить колхозные и свои сенокосы. При этом женщины поражаются умению немцев изготовлять долговечную сельскохозяйственную технику. Ведь косилки служат более двадцати лет. Куплены еще старым колхозом, а работают не хуже новых. Поля словно выбриты, сена (трав) накашивается много. Как бы обходились без них?

  «Да, немцы все делали надежно. Отличаются точностью и аккуратностью, особенно в работе. Есть чему поучиться. И все-таки в войну русский Иван победил. Правда, братским могилам счету нет», - прокомментировал замечание женщин Геннадий Иванович Петраков, после войны служивший срочную на территории Германии.
  Своим же сенокосом в деревне Никулинской занималась только Зинаида Ивановна Пятунина. «Где же все дни песни петь да у телевизора сидеть. Надо и покосить. Вдруг козочку куплю. В каждом номере газеты объявления читаю. Не продается ли дойная коза? Уж денежек не пожалела бы. Я человек старорежимный и без скотинки мне жить тяжело. Только надо такую козу, которую хозяйка продала бы и об этом не сожалела. А то животина день и ночь станет блеять, меня и соседей донимать».
  Для справки скажем, что поголовье личных коров в деревне Леушинской (основном населенном пункте Липок) за последние годы сократилась с 75 до 13. Единственная коровушка имеется в деревне Семеновской у пенсионерки Осиной Татьяны Васильевны. И это на целый десяток липецких деревень.
  Кто-то высказывает неудовольствие по поводу задержки работ по восстановлению лавы (подвесного моста). В старое время сделали бы за неделю. Разговор на эту тему прерывает Николай Иванович Климовский. «Не тужите, девки. В августе сделаем, - успокоил он женщин. Все равно на новую лаву будете только из окошек смотреть». В свои 85 лет он еще крепко держит в руках топор и гвоздодер.
«Шофера совсем распоясались, на машинах ездят будто угорелые. Вот уж я попереживала за внуков, ведь у самой дороги живем. Сейгод и гаишники куда-то пропали. Говорят, много сократили, а нам от этого не легче», - сетует бабушка Инна. Пять ее дочерей живут в городах, а внукам нравится отдыхать в деревне. Мы удивляемся, как она с ними справляется?
Вспоминают и о майском нашествии жучков-листоедов. После них рябины, ивы и березы долго стояли словно засохшие. Голыми ветвями чернели даже старые деревья, высотой по 8-10 метров. Потом жуки куда-то пропали.
А вот колорадских жуков не удается вывести за пределы полей даже силой. Их собирают ведрами, травят разными ядами, а меньше не становится. Уменьшится только урожай картофеля. «Что же дремлют наши ученые? – недоумевают пенсионерки. Или им американские жучки не по зубам?».
  К слову сказать, кое-где в деревнях приходится видеть полоски с картофелем, вопрошающие прохожего: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» (Н.А. Некрасов). Они просят защиты от прожорливых жуков-дармоедов. Но здоровье пахарей не в лучшем состоянии. Об этом же говорят рдеющие в садиках крепные кисти переспевшей смородины, так похожие на раскаленные угли в русской печи. Но и дрова в печь кладут чужие руки, которые, как известно, легки, да не по сердцу.
«Давно хочу спросить, не слыхал ли нынче трелей соловья и песен жаворонка?» - задала мне неожиданный вопрос Нина Петровна. Нет, не слышал. «Я тоже не слышала, хотя ухо держу востро. Видно, все умирает… Как народ жить-то будет?».
  На этом рассказ о жизни наших пенсионеров придется прервать. Но определенные выводы можно сделать.
Наполнив покупками объемистые сумки, прихватив с собой внуков и посошки, прихрамывая, пенсионеры стали медленно расходиться. Вспомнили, что дома каждого из них ждут большие и маленькие дела, заботы и хлопоты. Кажется невероятным, но именно работой, а не только воспоминаниями о прожитом, они будут заняты до последнего часа, пока не лягут вдоль по лавке, головой к иконам. Если откажут ноги, но сохранится здравый ум, то и, сидя у окошка, будут трудиться изо всех оставшихся сил. Большинство отличается необыкновенным трудолюбием.
  Эти пять-шесть старушек и три старика - не мелкие осколки той большой глыбы, которая называлась «СССР». Нет. Они полномочные представители советской эпохи. В наши дни эту эпоху, то есть их жизнь и труды, недоброжелатели вовсю чернят и пытаются вычеркнуть из истории современной России. Но как ее вычеркнешь, если и сегодня живем во многом благодаря достижениям СССР в образовании, науке, экономике и культуре? Торгуем запасами сырья, разведанными еще в советские годы. А много ли объектов социально-культурного назначения в сельской местности построено вновь? Наши старожилы сознают значимость своих трудовых достижений, и принижать их заслуги было бы несправедливо.
  Деревенские старики являются хранителями основ русской национальной культуры, народных традиций, унаследованных ими от прошлых поколений, здоровой нравственности. И, наконец, русского национального характера, который продолжает сильно размываться, притом не без участия государства. И все это так просто не вычеркнуть. Растерять же возможностей достаточно. «Нам много всего досталось, да мало чего осталось», - говорит Георгий Иванович Верещагин из деревни Плосково Чушевицкого поселения.
 В. Кондаков.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий