среда, 26 сентября 2012 г.

Среда обитания


Всего два основных вопроса было рассмотрено на очередном заседании Представительного Собрания. Но зато каких: противодействие загрязнению окружающей среды и состояние дорожной сети в районе. Самые что ни на есть болевые точки, грозящие со временем перерасти в неразрешимые проблемы. Вывод отнюдь не авторский. Эмоциональные, с ноткой искренней тревоги выступления депутатов и представителей исполнительной власти не позволяли толковать сложившуюся ситуацию как-то иначе.
Кстати, как сказал спикер верховажского парламента Владимир Полежаев, депутаты держат вопросы экологии на постоянном контроле и рассматриваются они ежегодно.
При полном отсутствии крупного промышленного производства наш район, тем не менее, не стал «заповедником» чистоты и порядка. С точки зрения экологической безопасности. Пусть уровень негативного влияния на природу и не идет ни в какое сравнение с тем же индустриальным Череповцом. Ведь буквально на пальцах одной руки можно перечислить то, чем мы можем навредить окружающей среде. В основном это несоблюдение правил утилизации бытовых отходов и отходов лесопереработки. И что же?

 Зарастаем грязью?
По словам руководителя отдела природопользования Владимира Колотилова, за неполный год проведено 46 контрольных мероприятий, среди них плановые и неплановые проверки, проверки выполнения предписаний. В результате было составлено 33 протокола о привлечении к ответственности виновных в нарушении КоАП РФ и закона Вологодской области об административных правонарушениях. А сколько нарушителей ускользнули от ответа, не может точно сказать никто. Если судить по загрязненности окрестных лесов бытовыми отходами, то много, очень много. Да и в самих населенных пунктах до идеального порядка еще далеко.
- Чем дальше, тем больше зарастаем грязью, - негодует депутат Александр Мызин. - А убирать мусор за каким-то дядей Ваней, выбросившим бутылку, приходится школьникам, учителям, бюджетникам. Почему бы не привлекать для этого и коллективы предприятий?
Согласна с коллегой и Александра Сабадош. Чушевицы - не в числе показательных с этой точки территорий. Наряду с Климушиным числится в списке областного департамента природных ресурсов как поселение, где организация работ по сбору и вывозу отходов находится на ненадлежащем уровне.
- Нужно больше урн для отходов, - считает чушевицкий депутат Светлана Кузнецова. - Мы не успеваем освобождать от содержимого свои, установленные возле школы. Несут мусор со всего села. В первую очередь приезжающие на лето горожане, привыкшие в этом отношении к порядку и аккуратности.
Признает недоработки и чушевицкий глава Иван Акиньхов:
- Несмотря на проведенные субботники, разного бытового мусора в лесу хватает. По крайней мере, больше, чем грибов, на которые в нынешнем году урожай.

Морозовский пример
По оценке департамента природных ресурсов, наиболее эффективно налажен сбор и вывоз ТБО в Олюшине и Шелотах. На особом счету - Морозово, которое ставят в пример даже на уровне области. Опытом своей работы в этом направлении поделилась глава поселения Татьяна Герасимовская.
По ее информации, договоры по сбору и вывозу отходов администрация заключила с 270 хозяйствами. На 20 больше, чем год назад. Это почти 70 процентов от общего населения территории. Плата - 25 рублей с человека в месяц. Сумма, устраивающая большинство потребителей услуги и дающая возможность компенсировать затраты. Хотя о прибыли говорить не приходится. Вот если бы охват увеличился до 100 процентов населения…
Тем не менее, факт есть факт: морозовские населенные пункты выгодно отличаются своей чистотой. Люди привыкли к установленному порядку и загодя упаковывают весь накопившийся мусор в мешки, кстати, предоставляемые бесплатно. А в условленный час трактор забирает отходы и отвозит на свалку.
Свалка тоже приведена в порядок. Вплоть до установленного на въезде шлагбаума, как того требуют контролирующие органы.
- Раньше куда только мусор не сбрасывали, - говорит Татьяна Герасимовская. - Даже в силосные ямы, а то и просто в лес. Теперь такого нет. И те, кто не заключил с администрацией договоры, самостоятельно везут отходы на свалку.
Районная власть также считает морозовский опыт достойным применения и распространения на другие сельские поселения.

Неотвратимость наказания
А вот в Н-Кулое сбор и вывоз мусора у местного населения ведется бесплатно.
- Я не скажу, что в наших деревнях грязно, - считает глава поселения Любовь Верещагина. - Техника по сбору накопленного мусора ходит по графику. Бывают, конечно, случаи, когда отходы выбросят в ненадлежащее место. Но, как правило, имя виновника всегда удается установить. Он же сам и наведет порядок там, где намусорил. Что касается урн для мусора, то их в центре села установлено 20 штук. Имеется также четыре камеры наблюдения, фиксирующие случаи какого-либо нарушения порядка.
При всем этом, в деле избавления от отходов не обходится без издержек. Субботники и воскресники со времен Ильича остаются непременным атрибутом системы наведения порядка в населенных пунктах и их окрестностях. А основной рабочей силой при этом остаются работники учреждений, школьники и учителя. Вплоть до того, что грузить мусор частенько приходится лично главам сельских администраций.
Наряду с совершенствованием системы утилизации отходов, заместитель главы района Петр Шутов считает главной задачей добиться неотвратимости наказания виновных в загрязнении окружающей среды. Будь то человек, выбросивший мешок с мусором в лесу, или предприниматель, захламляющий территорию собственной производственной базы отходами лесопиления.
Нынешним летом целый ряд лесопереработчиков был оштрафован на крупные суммы. Устав от увещеваний, в том числе и через газету, власть решила прибегнуть к решительным мерам. Раз не оправдались надежды на то, что «БиоЛесПром» будет забирать все «деревянные» отходы в радиусе 30 километров вокруг райцентра для переработки на своем заводе по выпуску топливных гранул. В качестве сырья годятся лишь опилки и щепа, но без коры. А какой же предприниматель захочет разориться на дорогое оборудование для окорки?
Что любопытно, тихо, без всякой помпы, лучше всего с проблемой справились опять же в Морозове. Предприниматели стараются поддерживать порядок на своих базах, огораживают территорию. А незнающему человеку попросту не найти площадку, предназначенную для утилизации древесных отходов. Зато в Верховажье нетрудно бывает проследить путь до карьера Игумново, куда везут отходы местные лесопереработчики. По валяющимся по обочинам дороги горбам. Не зря принято решение обратиться за помощью к госавтоинспекции. Может быть, штрафы заставят  руководителей принять меры для того, чтобы отходы попадали к месту назначения, а не угрожали безопасности дорожного движения. Кроме того, депутаты пришли к мнению, что в сентябре-октябре необходимо провести месячник по контролю за сбором, вывозом и утилизацией отходов производства и потребления.

«Нищий» километр
Еще больше, чем состояние экологии, власти беспокоит вопрос содержания дорожной сети в районе и обеспечения безопасности движения. Тема уже набила оскомину, но дела так и не идут в лучшую сторону. Если не сказать, становятся хуже. Поскольку, как отмечалось депутатами, запас прочности верховажских дорог исчерпывается чем дальше, тем больше. Их несущая способность никак не была рассчитана на такой большой поток транспорта, в первую очередь, грузового.
На весь год на содержание 355 километров должно поступить 1 миллион 161 тысяча рублей. На сегодняшний день профинансировано лишь 384 тысячи с рублями. Причем, средства поступают не так, как раньше, целевой субсидией, а обезличенной дотацией. Как за такие деньги держать дороги в проезжем состоянии и зимой, и летом - непонятно.
Парадокс, но чем хуже дороги, тем меньше ДТП. Так или иначе, но при общем росте числа аварий ни одна из них не была связана с сопутствующими дорожными условиями. Все как в поговорке: тише едешь - дальше будешь.
               
«Чайники» за рулем
Главная угроза безопасности дорог - лихачи и пьяные водители. Они чаще и попадают в ДТП. Нередкий случай: задержанный инспектором ГАИ в состоянии алкогольного опьянения, либо за езду без прав водитель как ни в чем ни бывало вновь садится за руль, вместо того, чтобы поставить машину, и снова попадает в поле зрения госавтоинспекции. Как говорится, по таким шоферам штрафстоянка плачет. Обещают, что цены там за автомобильный «постой» в состоянии отрезвить любого нарушителя правил движения. Только вот когда ее удастся построить?
Согласны депутаты и с тем, что правомерным будет ужесточить порядок сдачи квалификационных экзаменов. Пока качество подготовки выпускников автошкол оставляет желать лучшего.
- Я бы на заднем стекле автомашин таких горе-водителей вешал табличку «чайник», чтобы остальные участники движения держались от них подальше, - полушутя-полусерьезно предложил Петр Шутов.
Отделу ГИБДД нелегко держать ситуацию под контролем. После сокращения штата нагрузка на одного инспектора возросла до 10-12 часов в сутки. Не все выдерживают столь напряженный рабочий режим.

Верховажские ухабы
Но вернемся к нашим «ухабам». Как ни странно, но самой сложной была признана ситуация с состоянием улиц Верховажья. Впрочем, почему странно, если на содержание райцентровской дорожной сети протяженностью без малого 60 километров выделяется один миллион рублей. Для сравнения, на сотню километров улиц Тарногского Городка - в пять раз больше.
Самое обидное, что нынче нашему району из регионального дорожного фонда не перепало ни копейки. Как, впрочем, и всем другим районам области. Все деньги ушли в Вологду и Череповец. Предполагается, что в 2013 году нам можно будет рассчитывать на 70-80 процентов от суммы собранного в районе транспортного налога. Это, по приблизительным подсчетам, порядка пяти миллионов рублей. Не те деньги, чтобы с их помощью удалось резко улучшить ситуацию.
Довольно резко в адрес дорожников высказался депутат Владимир Астафьев. Как он считает, на автотрассе между Верховажьем и Н-Кулоем есть, по меньшей мере, три крайне опасных участка. Если там не выполнить разрубку придорожной полосы с целью улучшения обзора для водителей, недалеко и до ДТП. Но самой неблагополучной в этом отношении вполне справедливо считается автодорога на Кочевар. Минувшим летом до нее вновь не дошли руки, точнее, пилы. Единственной, кто может похвастаться положительными сдвигами в этом деле, является Коленьга. Там нашли возможность очистить от зарослей придорожную полосу шириной пять метров.
Шла речь и о необходимости взаимодействия власти и бизнеса в вопросах содержания дорог. Главное, суметь найти «точки соприкосновения». Как в Олюшине местная администрация сумела найти общий язык с «Верховажьелес». Лесники даже построили навесной мост, чтобы животноводы смогли беспрепятственно попасть на ферму за рекой Пежмой.
Владимир Басов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий