Несколько лет назад в районной газете были напечатаны воспоминания милиционера военной поры Завьяловой (в то время Дубовой) Марии Павловны. Она проживает в Шелотах. Сегодня есть возможность вновь вернуться к этой теме.
Как-то в поле моего зрения оказались документы, проливающие свет на личный состав и некоторые стороны службы верховажской милиции в предвоенные годы и военный период. Большинство из них имеют грифы секретности, а имена и отчества сотрудников указаны не во всех случаях, поэтому вынужден писать с недомолвками.
В упоминаемый период в структуре органов государственной власти СССР существовал народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Он ведал вопросами государственной безопасности и правопорядка в стране. Естественно, во взаимодействии с надзорными и судебными органами. В его штатах имелось Главное управление милиции (ГУМ), которое руководило службой милиции на местах. В республиках, краях и областях были созданы соответствующие министерства или управления. В районах – РО УНКВД.
Коротко о личном составе Верховажского райотдела в 30-е годы прошлого столетия. В 1935 году начальником служил А.Сахаров. Секретарем-счетоводом – Негодяев Иван Михайлович, оперуполномоченными милиции являлись Комаров Василий Федорович и Поташов Алексей Николаевич. На должности участковых уполномоченных были назначены Елисеев Федор Семенович, Басов Тихон Алексеевич, Похмельных Николай Федорович, Дружининский А.Н. В 1935-1936 гг. – Мальцев Михаил Петрович, Сальников М.Ф.
В 1944 г. Чушевицкую зону (Суходворский, Заболотский, Липецкий, Шелотский и Доровский сельсоветы) обслуживал Рюмин Я.Н. (или Я.М.) В послевоенные годы – Шадрин Клавдий Александрович, Дунаев Алексей Михайлович, Веселков Василий Николаевич.
В документах упоминаются: Кокшеев Павел Викторович – участковый уполномоченный (1940 г.); Зажигин (1940 г.), Тестов (1947 г.), Кушев Павел Андреевич – начальник бюро исправительно-трудовых работ (1935), Гулин К.А. – инспектор пожарной охраны (1935), Ершов В.К. – паспортист (1935).
В 1935 году милиционерами служили Макарьин Иван Кириллович, Макурин Владимир Иванович, Крашенинников Н.Т., Цыпнятов. А также Климовский (1936 г.) и Дрочков Михаил Изосимович (1946 г.).
При райотделе состоял в должности коменданта «Заготзерно» Потапов А.Н. (1935 г.)
Отмечу, что это не полный список сотрудников верховажской милиции тех лет.
Известно, что в СССР в 60-80-е годы в борьбу с правонарушениями активно включалось население, трудящиеся страны. Одни участвовали в работе добровольных народных дружин (ДНД)1, другие помогали в качестве внештатных сотрудников милиции, третьи являлись общественными инспекторами, контролерами по линии торговли, автотранспорта. А какую силу приобрели тогда органы народного контроля! Причем в составе ДНД эффективно действовали специализированные дружины по линии уголовного розыска, БХСС, ГАИ, противопожарной охраны и др. Исключительно хорошо зарекомендовали себя комсомольские оперативные отряды. Особенно в городах. Свидетельствую это как бывший заместитель командира штаба оперативных отрядов крупного города, где средний возраст жителя в 70-е годы был 30 лет.
Участие населения в обеспечении общественного порядка было настолько мощным, что в стране существенно сокращалась преступность. И даже МВД было переименовано в министерство охраны общественного порядка (МООП)2.
Однако не всем читателям известно, что ранее существовали общественные формирования населения под названием «бригады содействия милиции» – бригадмилы3. Можно сказать, что это был прообраз ДНД. О том, насколько серьезные задачи выполняли бригадмильцы, говорит следующий пример.
11 мая 1935 года в д. Красная Заболотского сельсовета у Миронова А.В. и Петухова В.П. были украдены две рабочие лошади. Потерпевшие организовали погоню и сами задержали воров. Цыган-конокрадов Сашкова и Грачева они доставили к участковому уполномоченному. Тот отправил воров в РО УНКВД под конвоем бригадмильца Шадрина Николая Федоровича. В пути следования цыгане договорились на своем языке о побеге. Для исполнения преступного замысла они попросили у Шадрина прикурить, напали на него и отобрали оружие. Через неделю преступники были задержаны в Тарногском районе. За халатность участковому уполномоченному и бригадмильцу начальник РО УНКВД «влепил» по выговору. Сегодня можно рассуждать, кто из них больше виноват и стоило ли наказывать бригадмильца, рисковавшего своим здоровьем и жизнью. Ясно одно – Н.Ф. Шадрин был смелым и решительным человеком. Не каждый согласился бы один, притом пешком, конвоировать двоих преступников на расстояние в полсотни верст. Местами дорога шла лесом. Вот какие люди жили в то время. Честь им и хвала! А опыт – дело наживное. Интересно узнать, как сложилась его жизнь? Может быть, об этом расскажут родственники или односельчане Николая Федоровича?
В войну и послевоенный период преступность в районе была высокая. Подследственных и осужденных из Верховажья в вельскую тюрьму этапировали пешим порядком. Лишь больные ехали на подводе. Иногда конвоировали группы по 8-10 человек. Например, в апреле 1946 года конвой под началом М.И. Дрочкова сопровождал 14 человек. Остановки на ночлег обычно делали в частных домах в д. Подлавриха Вельского района. Это было не только неудобно, но и не очень безопасно. В подтверждение своих доводов сошлюсь на такой пример. В войну (1941 г.) двое череповецких милиционеров конвоировали двоих преступников в сельский райотдел. Во время ночевки в частном доме преступники запаслись ножом и в пути следования убили милиционера Забелина Осипа Васильевича. Сами скрылись.
В годы войны в составе конвойного подразделения РО УНКВД служили Бахтин Андрей Степанович из д. Плесо Липецкого сельсовета, Митрофанов Дмитрий Акингинович из д. Заручевская Терменгского сельсовета. Из д. Подкустик (Мало-Макаровская) были призваны трое мужчин старшего возраста: Пятунин Алексей Павлович, Пятунин Иван Александрович и Шалагин Павел Николаевич.
Разумеется, в годы войны милиция занималась не только профилактикой, раскрытием преступлений и охраной общественного порядка. Появились дополнительные, серьезные обязанности, вызванные военным временем. Вологда стала прифронтовым городом. С 7 октября 1941 года (т.е. через три с половиной месяца после начала войны) бои шли уже на территории нынешнего Вытегорского района. Сотрудники милиции выявляли лиц, уклоняющихся от службы в армии, боролись с дезертирством. На плечи участковых уполномоченных легли обязанности по расселению в деревнях населения, эвакуированного из городов и областей Северо-Запада и Заполярья. Паспортному столу надо было поставить их на учет, а после войны приходилось вести розыскную работу по установлению родственников. В городах и районах области создавались истребительные батальоны для выявления и пресечения деятельности диверсионных групп и парашютных десантов противника. Эта задача возлагалась на отделы УНКВД. Приходилось заниматься мобилизацией населения на лесозаготовительные и сплавные работы, строительство оборонительных сооружений. Всего не перечтешь…
Надо ли говорить, что среди личного состава райотдела поддерживалась жесткая военная дисциплина. За раскрытие преступлений отличившихся поощряли, чаще всего объявлялись благодарности. За проступки могли не только объявить выговор, но и арестовать. Так, например, в мае 1943 года за грубое нарушение правил конвоирования осужденных один из милиционеров был арестован на 7 суток и предупрежден, что в случае повторения проступка будет предан суду военного трибунала. А это была прямая дорога на фронт, в штрафную роту.
За нерадивое отношение к службе в марте 1947 года был арестован на пять суток с содержанием на гауптвахте один из участковых уполномоченных.
Продовольственное обеспечение работников милиции не было блестящим. Жительница деревни Леушинской в разговоре со мной вспоминала, как один из участковых уполномоченных приходил к ним и просил у ее матери корзину картошки в долг, чтобы дожить до зарплаты.
В общем и целом верховажская милиция сумела обеспечить населению района условия для работы и отдыха (пусть и урезанного) как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время. Лучшие сотрудники были отмечены правительственными наградами.
Из числа ныне здравствующих милицейских ветеранов, служивших в те давние, суровые годы, нам известны лишь двое. Притом женщины Завьялова (Дубова) Мария Павловна из Шелот и Шерстеникова (Юренская) Нина Васильевна из Верховажья. Пожелаем же им крепости духа и здоровья; пусть и дальше подают нам пример стойкости в преодолении жизненных трудностей, верности своим идеалам.
Примечания:
1. Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о работе ДНД принято 5 марта 1959 года.
2. МВД РСФСР преобразовано в МООП РСФСР в 1962 году. Общесоюзное министерство ООП создано в 1966 году.
3. Постановление СНК РСФСР о работе бригад содействия милиции принято 29 апреля 1932 года.
Владимир Кондаков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий