Ломоносов о себе
Каким был юный Миша Ломоносов, когда в далеком 1730-ом году он проходил через Верховажье по дороге в Москву? Написано о его юности немало. В том числе и всякой мути. В свое время я имел честь первым написать в «Красном Севере»: Ломоносов не проходил, а проезжал, с отцовским рыбным обозом. А его отец Василий Ломоносов был одним из наиболее видных рыбопромышленников Поморья.
И всё-таки: каким был юный Михаил Васильевич? Думаю, лучше всего об этом скажет он сам. Недавно удалось познакомиться с письмом Ломоносова к своему покровителю и другу, сооснователю Московского университета, фавориту императрицы Елизаветы Петровны, Ивану Шувалову. Письмо написано 10 мая 1753 года. Приведем его. Для нас, почти земляков Ломоносова, оно интересно.
«Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета непреодолимую силу имели. С одной стороны, отец никогда детей, кроме меня, не имея, говорил, что я, будучи один, его оставил. Оставил все довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, бедность: имея один алтын в день, нельзя было иметь на пропитание больше как на денежку хлеба и на денежку кваса. Прочее на бумагу, на обувь и на другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которых и в мою там бытность предлагали. С другой стороны, школьники, малые ребята , кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван, лет в двадцать пришел латыни учиться! После того я вскоре взят был в Санкт-Петербург и послан за море и жалованье получал против прежнего в сорок раз. Оно меня от наук не отвратило: но по пропорции своей умножило охоты, хотя силы мои пределы имеют».
Вот такой Ломоносов. Непривычный, правда?
Бабье царство
Знаете, читатель, откуда пошло это выражение? А его ввел в обиход еще в девятнадцатом веке проживавший во Франции польский историк Казимир Валишевский.
Он написал книгу по российской истории «Царство женщин», которая была издана в нашей стране в 1911 году. Ну, а русские с присущей им иронией в разговорах изменили ее на «бабье царство». А потом этот термин стали применять более широко.
А писал Валишевский о 67 годах пребывания женщин на царском троне России в восемнадцатом веке. Петр Первый скончался в 1725 году - и пошло! Из восьми человек, до конца века перебывавших на русском престоле, пятеро женщин. Из мужчин только Петр Второй, Петр Третий, Павел Первый. Это если не считать годовалого Ивана, когда регентшей была его мать Анна Леопольдовна. На трех царей, после Петра Великого, 8 лет правления, на пять цариц - 67.
33 года правления - «золотой век Екатерины». Петр Первый правил всего на полтора года дольше! Выскажу свое личное мнение: я восхищен этой немкой на русском троне! Умная, образованная, дипломатичная. И в конечном счете - настоящая русская патриотка.
Но о ней подробнее как-нибудь в другой раз. Сегодня у нас все-таки краеведческая тема.
Так вот, «бабье царство» сказалось и на жизни в нашей важской глубинке. Во множестве аспектов. Именно в те годы была упрочена, например, деятельность православных храмов в важском крае. Многие существующие сегодня храмы начали возводить во времена «бабьего царства». Выросла грамотность. Была четко систематизирована деятельность важского купечества. Стал меняться к лучшему архитектурный облик Верховажского посада, да и деревень тоже.
Но главное, считаю, - помягчели нравы. Единоправными властителями в семье, да и в обществе были до этого купцы-мужчины. А тут и их жёны стали себя проявлять! Из хранительниц домашнего очага превратились в светских дам, помощниц мужьям в делах. Оставшись вдовами, уже не надеялись на «крохи» от детей да на доживание своего бабьего века в горнице, а получали по наследству мужнино имущество. Хотя заниматься самостоятельным коммерческим бизнесом наши верховажские купчихи не практиковали. В отличие от московских. Мне, по крайней мере, об этом неизвестно...
Важская ссылка
Есть в Верховажье улица Смидовича. Большевика, соратника Ленина, который еще при последнем царе отбывал в нашем селе ссылку. А потом, уже при советской власти, был прямо причастен к разрушению московского храма Христа Спасителя. Но мы сейчас о другом. Ссыльные-то на Ваге бывали еще задолго до Смидовича!
Историки утверждают, что первые «массовые ссыльные» появились еще при Иване Грозном. Для начала провинившихся ссылали на Соловецкие острова. То есть, если зимой, то ссыльные под конвоем шли через наше Верховажье на Архангельск. А через век или два «популярными» местами ссылки стали Северный Урал, Олонецкая губерния (нынешняя Карелия с современным Вытегорским районом Вологодчины), а также Белозерье и ... Поважье. Куда именно на Вагу ссылали преступников, мне установить так и не удалось. Говорил с вологодскими историками. Они предполагают, что, скорее всего, в Шенкурск. Но документальных конкретных подтверждений вроде бы нет.
Потом ссылка, как вид наказания, «подзаглохла» в размерах всего государства. И вновь чрезвычайно оживилась при императрице Елизавете Петровне. Не потому, что дочь Петра была кровожадной. Наоборот! Доброй она была! И смертную казнь взяла да и отменила. Зато для наказания стала широко применять ссылку. Вот при ней-то в верхнем течении Ваги, на территории Вельского уезда, куда тогда входило и Верховажье, уж точно были ссыльные. Узнать бы, кто конкретно, да за какие грехи... Да как?
В свое время советские историки расстарались. Выяснили, кто отбывал верховажскую ссылку вместе со Смидовичем. Оказывается, меньшевики да эсеры. А кто были предшественники Смидовича? И какое они оказали влияние на наших земляков того времени? А ведь наверняка без этого не обошлось! Говорю по аналогии: ссыльные начала двадцатого века в Верховажье были отнюдь не изгоями. Наоборот, их приглашали в дома уважаемых граждан, почтенных верховажских купцов. Юренский с товарищами были, оказывается, в соответствии с политической модой, вполне либералами. И в душе - противниками «сатрапского царского режима». Как, наверное, после революции о дружбе со Смидовичем жалели! Или нет?
«Денежный» кузнец
Много ли по современным меркам зарабатывали в старину работники-профессионалы? Мы с редакционным бухгалтером Ириной Богдановской прикинули: оказывается, очень даже хорошо!
Для начала узнал: в начале восемнадцатого века, в петровскую эпоху, профессиональный кузнец в наших краях за день работы мог «вытянуть» 18 пудовых полос железа. Как я понимаю, некий полуфабрикат, из которого уже потом доводили «до ума» железные изделия. За что получал по алтыну с пуда. А на заработанную сумму мог купить кожаные башмаки.
А теперь, читатель, прикинь, сколько стоят сегодня настоящие кожаные ботинки (не из кожзаменителя)? Две - две с половиной, а то и три тысячи рублей. Умножьте на число рабочих дней в месяце. Как вам зарплата в 50 с лишним тысяч современных рублей? А ведь в те времена никто еще о пятидневной рабочей неделе и не помышлял. Так что заработок хорошего верховажского кузнеца в переводе на «башмаковый эквивалент» подходил где-то тысячам к 60... Да какие же они бедняки были?!
Веселый погост
Мы привыкли думать, что раньше погостом именовали кладбище. Ну, в девятнадцатом веке - да. А вот в глубокую старину, когда наше село называлось еще не Верховажским посадом, а Верховажским погостом, было совсем наоборот!
Погост- от слова «погостить». А в новгородские времена, да и позднее, еще до Романовых, гостями называли купцов. Помните Садко? Некоторые ученые, кстати, сейчас утверждают, что это отнюдь не былинный персонаж. Погостов - в смысле населенных пунктов, где велась бойкая торговля, в том числе и прежде всего оптовая, на Руси хватало. Больше всего - в Приднепровье. Получается, наше Верховажье - одно из старейших торжищ, по крайней мере, на Севере. И Алексеевская ярмарка в этом смысле просто юная девица по сравнению со стариком Верховажским погостом.
Кстати, само слово «ярмарка» пришло к нам из средневекового немецкого языка. И на Русь - через тот же Новгород. «Яр» - год, «маркт» - торговля. Новгород, как известно, входил в Ганзейский союз, где заправляли немцы, и немецкие купцы бывали в Новгороде чаще, чем в любом другом русском городе.
Кстати, ярмарки в те времена проходили не раз в год, как нынешняя Алексеевская, а почаще. Но были, судя по всему, такими же веселыми. Вот и на Верховажском погосте собирались купцы с разных концов Русского Севера, вели торг, договариваясь, «били по рукам». А купеческое слово было тверже нынешнего делового договора. Не сдержишь его - навек испортишь свою деловую репутацию...
Откуда Туров?
Еще в недалекие времена, в годы моего детства, в районе нередка была фамилия Туровы. Почему-то считалось (и писалось в трудах краеведов), что идет она от слова «тур». Так древние русичи называли мощных животных - родственников зубров и их самих. Долгое время я воспринимал эту версию на веру, как нечто само собой разумеющееся. А потом призадумался.
Откуда в наших местах зубры? Они даже в глубокую старину гораздо западнее Москвы обитали. Что, древние носители фамилии откуда-нибудь из Беловежья к нам забрели? Да, восхитившись важскими красотами, здесь и осели?
Но вот несколько лет назад на глаза попалась научная работа по истории «офамиливания» наших северных краев. Это дворяне в России издавна фамилии носили, потом такую привычку у них переняли купцы. А крестьяне много веков вполне без фамилий обходились. Пока государство за это дело не взялось, поручив его местным чиновникам да священникам. Настоящим «двигателем» в этом был Петр Великий.
Вот в его эпоху и появились Туровы! По крайней мере, у нас. В чем дело? Выдвигаю свою версию.
В начале 1710 года Турция объявила России войну. Летом 1711 года Петр Первый с 40-тысячной армией появился на Днестре. А в июле уже на реке Прут был окружен 200-тысячной армией турок и крымских татар. Нет, это был не разгром, а в плане чести кое-что похуже! Петру, а вернее, его супруге Екатерине Первой, пришлось откупаться! Переговоры с турками провел вице-канцлер («министр финансов и иностранных дел», говоря по-современному) Российской империи крещеный еврей Петр Шафиров. Опустошили госказну, Катя отдала все драгоценности, и опозоренная армия с царем вышла из глухого турецкого окружения.
Почему об этом вспоминаю? Да потому что в составе той армии были полки, набранные на Вологодчине и в Архангельской стороне. А там и «офамиливание» приспело. И многие бывшие солдаты, побывавшие в турецко-прутском «сидении», получили фамилию Туров. Думаю, отсюда и верховажские Туровы!
Подготовил Валерий Сальников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий