Фото с сайта http://www.photorow.ru |
Звонок в редакцию: «Говорят, грядет новый земельный передел. В том числе и в нашем районе. Иначе как тогда понимать те списки невостребованных земельных долей, которые поселения публикуют в вашей газете? И еще поговаривают, что кто-то начал скупать земельные доли в «Родине». И стоят за этим то ли вологжане, то ли москвичи»...
Немного предыстории
Земельная реформа в нашей стране (и соответственно в нашем районе) началась в 1991‑ом году. С ельцинского указа от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР». Затем появились постановления правительства «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» (уже в 1992 году), другие нормативные акты. Очевидные для всех, в том числе и для наших земляков последствия - реорганизация колхозов, появление ООО, фермерских хозяйств.
Но есть и еще одно последствие - появление земельных долей. Колхозникам были выделены в собственность не конкретные земельные участки, а выданы некие государственные расписки (именно так поначалу назвал Ельцин эти бумажки), которые гарантировали право на получение этого самого участка. Свидетельства на земельную долю получили члены колхозов, рабочие совхозов, включая пенсионеров, ранее работавших в этих хозяйствах. А также те, кто жил в деревне и способствовал развитию сельского хозяйства. Размер определялся делением площади пашни и других сельхозугодий, закрепленных за колхозом, на число граждан, включенных в списки на получение такой доли. Были, конечно, некоторые нюансы, но они на суть дела влияли слабо.
Земельного рынка в стране эти меры создать не могли.
Позднее появились другие документы. В 2001-ом году - Земельный кодекс, в 2002-ом - закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в 2003-м - законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О личном подсобном хозяйстве граждан». Эти законы и создали законодательную базу для организации сельхозпроизводства на рыночной основе. Крестьянин мог распорядиться своей земельной долей. То есть выделить ее в натуре из общего землепользования, создать свое фермерское хозяйство, сдать в аренду, передать по наследству. В конце концов, продать.
Только вот процесс юридического оформления земель в собственность граждан не просто затянулся, а фактически тормознулся. Причина не только в многочисленных бюрократических препонах, а в фактическом отсутствии настоящего земельного рынка в стране.
В 2010-ом году был принят закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Была определена процедура юридического оформления земельных участков для граждан, имеющих паи.
И что важно: «мотором» по оформлению прав на земельные доли стали муниципалитеты. В нашем случае - поселения. На уровне района создана и работает соответствующая рабочая комиссия, которую возглавляет первый заместитель главы района П.П.Шутов.
Невостребованные доли - в муниципальную собственность
- Что такое невостребованная земельная доля? - переспрашивает начальник комитета имущественных отношений райадминистрации А.П. Тонковский. И разъясняет: - Такой может быть признана доля, принадлежащая гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течении трех и более лет. Или доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельхозугодий. А еще доля, собственник которой умер, а наследники по закону и по завещанию отсутствуют.
Список невостребованных земельных долей утверждается и публикуется в печати. Отсюда - и соответствующие официальные публикации в нашей газете. Сроки работы сжатые. Если посмотреть дальше, то областные инстанции требуют провести межевание до июля будущего года. Как утверждают наши спецы, нереально... Опубликованный список долей - документ, на основании которого суд может признать муниципальную собственность на эти доли. А орган местного самоуправления в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю может продать ее сельхозорганизации или крестьянскому фермерскому хозяйству по цене не выше 15 процентов кадастровой стоимости участка. Тут надо учитывать ,что стоимость квадратного метра может быть разной.
Расчеты показывают, что в целом по России это даст возможность передать в муниципальную собственность 20-22 миллиона невостребованных земельных долей. А в случае их продажи для ведения сельхозпроизводства местные бюджеты получат 50-55 миллиардов рублей.
Кстати, Верховажский районный суд рассмотрел уже немало дел по передаче невостребованных земельных долей в муниципальную собственность.
- Мы буквально завалены такими делами, - говорит председатель суда Ю.М. Лукинский.- И рассматривать их порой весьма непросто. Например, когда наследник такой доли живет где-нибудь на Украине. У нас сейчас на одни повестки уходят многие тысячи рублей...
Добрый совет гражданам-владельцам земельных долей. Не хотите хлопот с ней - зайдите в администрацию поселения. Вам помогут написать соответствующее заявление об отказе. В этом случае и судиться не надо, доля переходит в муниципальную, собственность «автоматом».
Кстати, законом определен порядок принудительного изъятия ненадлежаще используемых земельных участков. Например, более трех лет не ведется сельскохозяйственное производство или в результате деятельности снижается плодородие земли, ухудшается экологическая обстановка. Заявление о признании земельного участка ненадлежаще используемым рассматривается опять-таки в судебном порядке.
Правда, специалисты утверждают, что здесь закон явно недоработан. Критерии и признаки ненадлежащего использования достаточно размыты. Отсюда - и слабая судебная практика. И множество «темных» мест в реальных земельных правоотношениях.
Обратный процесс
Итак, четко просматривается стремление власти на муниципализацию земель. В конечном счете, в интересах отечественного сельхозпроизводства.
Но в реальной жизни идет и обратный процесс. Это когда скупаются те же невостребованные земельные доли представителями частного капитала. Характерная ситуация для ряда южных и центральных регионов России. У нас земельные доли начали скупать действительно в «Родине». Цена смешная - по две с половиной тысячи рублей за долю. Кто стоит за этим, нам выяснить не удалось. Поговаривают о неких вологжанах. Во всяком случае, интересы «игроков» представляет известный вологодский адвокат.
Начальник райсельхозуправления В.Н. Щукин в разговоре на эту тему был откровенно и небезосновательно резок:
- Тут за жалкие « 30 сребреников» не хозяйство «Родины» распродается, а наша с вами родная земля! Хозяевам долей надо хорошенько подумать о своих действиях. Пару-то тысяч быстро можно проесть-пропить. А что потеряем?!
После бесед со специалистами лично у меня возникло ощущение: новым «захватчикам» земли осуществить свой замысел будет непросто. Полагаю, дойдет дело и до судебных разбирательств...
Почему процесс начался именно с «родинской» земли, понять можно. Вспомним: именно на полях бывшего колхоза «Родина» идет активная жилищная застройка. За счет их расширяется райцентр, застраивается та же Решетиха, другие новые микрорайоны Верховажья. Правда, тут встает вопрос о переводе этих площадей из земель сельхозназначения. Со всеми сопутствующими сложностями. Но вообще-то денежный интерес проглядывает очевидно...
И еще один нерешенный аспект земельных отношений. Во всем мире земля включена в экономический оборот, в том числе и за счет того, что банковские кредиты выдаются и под залог земельного участка. У нас это декларируется уже сколько лет, да толком все никак не решается. В Германии сумма кредитов, выданных тамошнему сельскому хозяйству под залог земли, превышает 40 миллиардов евро. Это в три раза больше всех инвестиций в российское сельское хозяйство. А мы-то все рассуждаем, где взять инвестиции на подъем аграрного сектора...
Наша справка
В Верховажском районе сейчас насчитывается 4326 земельных дольщиков. Размер пая по району колеблется от 3,8 до 7,2 гектара. Что будет с этими немалыми земельными массивами? Покажет близкое будущее. Процессы разнонаправленные. Районная власть (как и поселения) заинтересована в том, чтобы земля была не предметом спекуляций, а работала на благо района и его граждан, чтобы сельское хозяйство развивалось.
Продолжение темы: прогнозы
В серьезных изданиях большинство экспертов независимо от политических пристрастий едины в одном: создание земельного рынка в России не за горами.
Знаете, что говорит в пользу этого довода? Как вы думаете, читатель, кто у нас занимается на федеральном уровне вопросами учета и оборота земель? Думаете, министерство сельского хозяйства? Как бы не так! Минэкономразвития. То самое, в недрах которого рождаются планы приватизации той или иной отрасли. Более того, в Государственной Думе комитет по аграрным вопросам тоже не занимается законодательством в этой сфере. Вот так-то!
Рынок земли скоро станет нашей реальностью. И земельный передел действительно будет. И создание муниципальных земельных массивов может стать той «костью», которая «застрянет в горле» земельных «захватчиков». Может быть. А может быть, и нет.
В этой публикации мы затронули тему только земельных паев. А ведь есть еще масса проблем, имеющих отношение к земле. Скажем, межевание и определение границ земельных участков у различных собственников. Выше говорилось: сделать это требуют быстро. Но большинство специалистов, с кем говорил, убеждены: быстро при всем желании не выйдет. Потому как работы серьезные, требуют времени и привлечения знающих специалистов. И они требуют еще серьезных денег. Которых в условиях финансово-бюджетного кризиса и взять-то, по большому счету, негде. Что предпримет федеральная власть в этих условиях, ума не приложу! Но что-то сделать должна...
Валерий Сальников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий