Как все-таки
подчас сильно отличается официальная история от преданий, бытующих в народе!
Кардинально! В этих самых преданиях да легендах бывает столько страшилок,
мистики, что вроде и следа правды в них не найти. Ан нет! Случается:
покопаешься, и такое всплывет, что заставляет во многом пересмотреть какие-то
страницы официальной истории. Или по-иному взглянуть на нее. Так Шлиман поверил
в сказки Гомера и в результате нашел и раскопал останки реальной Трои.
На нашей
верховажской земле и сейчас еще встречается немало таинственного, толком
необъясненного. Масса собранных материалов о НЛО, местах с таинственной
биоэнергетикой, просто удивительных объектах района - у верховажанина и
краеведа Виктора Петровича Пивоварова. Его заметки, как и публикации моего
коллеги Владимира Басова по этой тематике, печатались в нашей газете.
Сегодня -
немного не о том. Исторические страшилки, которые издавна ходили среди
верховажского люда. И сведения о которых, оказывается, можно найти в исторических
документах... Спасибо тому же Пивоварову, вельским краеведам и музейным
работникам, другим интересным и неравнодушным к истории своего края людям! И,
конечно, спасибо удаче, которая время от времени подбрасывает встречи с такими
людьми и просто интересные находки!
Бесовские пляски
Местные
легенды, а то и совсем недавние рассказы реальных людей утверждают: у нас
никогда не переводились колдуньи и колдуны (первых почему-то больше), знахарки
и знахари, которые лечат не только травами или чем-то подобным, сугубо
природным, но и, например, заговорами и накладыванием рук. Одного моего юного
родственника бабка в шелотской стороне
не так уж давно лечила заклинаниями-матюгами в открытый летний дымоход!
Говорят, помогло. Хотя я, как откровенный прагматик, всю эту
«народно-легендарную фигню» не очень воспринимаю...
Но
об этом - в другой раз. Сегодня - о том, были ли в нашей верховажской стороне
некие «бесы» или их сторонники и пособники. Предания однозначно утверждают:
были! Не буду пересказывать. Сказки тоже в другой раз. Просто перейдем к
фактам. И к их трактовке. Поскольку тема молчаливо-скользкая. Официальной
истории вроде как не с руки...
Жил
в Верховажье в девятнадцатом веке протоиерей, настоятель Успенского собора Александр
Шайтанов. Умер он в мае 1879 года. Похоронен на старом верховажском
кладбище, что располагалось около Благовещенской церкви. А та, напомню, была
построена на горе над посадом. На ее месте и на старом кладбище потом какое-то
время стоял «недопамятник» (извините, назову так!) воинам-землякам, погибшим на
фронтах Великой Отечественной. Памятник на костях... Надгробный же памятник
Шайтанову из розоватого камня сохранялся вплоть до начала шестидесятых годов
двадцатого века.
Был
Александр Михайлович любопытнейшим и просвещенным человеком. Вроде сельский
поп. А одновременно - законоучитель Верховажского приходского училища,
председатель Верховажского попечительского совета о бедных заштатных
церковнослужителях. И еще - сотрудник Русского географического общества, исследователь.
И очень сильный краевед, возможно, мало в чем уступавщий Мясникову. Оставил
после себя труды по истории Важского края. Сегодня, увы, в значительной степени
утраченные.
Так
вот, Шайтанов как священник с негодованием писал о том, что на нашей земле
творятся и бесовские дела. Хотя, похоже, он и сам не всегда знал, где
«бесовские», а где нет.
Небольшой
пример. В
Ильин день мужики-крестьяне из окрестных деревень собирались на
кладбище-погосте у Благовещенской церкви. Угадайте, чем занимались? С неодобрения
купеческого населения посада, замечу. Но дело-то в том, что на погосте хоронили
не только жителей посада, но и окрестных деревень. Например, мои раменские
предки похоронены именно там. Так вот, собирались крестьяне-мужики (вроде как
без жен) в Ильин день на кладбище, закалывали быка и варили мясо в большом
пивном котле. А потом съедали. Не «всухую», конечно. Такое вот поминание
«миром», то есть общиной. Которое подчас без песен да плясок не кончалось. Чем
и заслужило отзыв многих коллег Шайтанова, как «бесовских игр». Что интересно:
бычью шкуру дарили церкви, которая подарок принимала...
Да
Господи! По-моему, из одного этого примера видно, какой все-таки действительно
оживленной была общественная жизнь посада того времени! Все было. И споры в том
числе по самым разным темам.
Но
действительно «бесовские» игрища начались позднее, после Шайтанова.
Начало
двадцатого века. Россия на распутье, как часто говорят. Да она на многопутье!
Она в ссорах и раздорах. И, если кто не знает: предреволюционная Россия - время
настоящего расцвета мистических групп и сатанинских сект. Распутин и его
последователи на фоне многих - еще цветочки-херувимчики!
Были
в самых разных губерниях России настоящие сатанинские секты. Поклонявшиеся не
Господу Богу, а сатане. Малоизвестный факт: такие организации существовали и в
Вологодской губернии. В том числе и в уездном Вельске. В состав Вельского
уезда, напомню, входила тогда территория нынешнего Верховажского района.
Были
ли сатанисты в самом Верховажье - не знаю, не ведаю. Но предполагаю, что да. По
одной простой причине. Верховажье в то время было местом ссылки «политических»:
эсэров, большевиков, меньшевиков, анархистов (примерно в такой количественной
последовательности). А новейшие исторические исследования утверждают: среди революционеров
начала двадцатого века от самых разных партий сатанистов было не меньше, чем
атеистов. Так-то вот! Сатанисты исповедовали неизбежность прихода царства
антихриста на землю и всемерную помощь приближению этого события. Поскольку все
русское государство исторически было связано с православием, то неудивительно,
что интересы и надежды сатанистов были на стороне революционеров...
Но
вот что интересно: как утверждают некоторые источники, вельские сатанисты время
от времени собирались не где-нибудь, а близ Верховажья! Может, потому, что
здесь среди ссыльных было немало их сторонников? Так поначалу, когда прочитал
об этом, и подумал. Пока не узнал, где было место их встреч. На Егорьевом лугу
или рядом с ним. Тут-то поневоле и вспомнились деревенские страшилки любимой
бабушки Марии Степановны Сальниковой (урожденной Вириной) и ее подруги-соседки
Агнии Степановны (тоже Сальниковой) о «бесах Егорьева луга»...
«Егорьевы» тайны
Егорьев
луг - место, где в наши реформенные времена разместилась макуринская лесопилка.
Проще говоря, местность по левой стороне автодороги от почти несуществующего
нынче ручейка за старым льнозаводом до речки Силева.
Почему
Егорьевский? Да потому, что в царские времена здесь на престольный праздник
Георгия Победоносца собирались жители всех раменских деревень. Что интересно:
часовня в честь Георгия Победоносца была в Верхнем Раменье, а на праздник в
начале мая собирались в полутора километрах от нее, на чистом лугу, недалеко от
берега Ваги. Оказывается, он был сакральным раменским местом задолго до
постройки часовни где-то во второй половине девятнадцатого века. Может, велось
так испокон веков?
Но
с лугом этим и местностью около него связано множество «темных» историй.
Перечислю некоторые.
В
конце девятнадцатого века на деревенском праздновании здесь произошло убийство
одного из участников. Пьяное или в ходе какой-то разборки по застарелой обиде -
сказать трудно. Но убийство в ходе деревенского престольного праздника - вещь
далеко не заурядная по тем временам.
А
предыдущие были вот в чем. К югу от луга - речка Силева. Еще во времена моего
детства стояла на ней (чуть выше нынешнего бетонного моста через Силеву)
водяная мельница с большим и глубоким прудом. В старину и выше была еще пара.
Уж не знаю, на какой мельнице в девятнадцатом веке произошла эта история
(старухи середины двадцатого века в Раменье и Тюшкове рассказывали о ней, как о
«живой», чуть ли не вчера свершившейся).
Якобы
после деревенского праздника на Егорьевском лугу нашли в мельничном пруду
молодую девушку или женщину. Одетую не по-крестьянски, а в городском наряде. В
общем, утопленную или утопленницу. Поскольку на празднике были богатые гости из
уездного Вельска и Верховажья, полицейский пристав опросил их. Не опознали! Так
и похоронили неопознанную. На кладбище около вышеупомянутой Благовещенской
церкви.
А
потом (на мой взгляд, явные деревенские бабьи фантазии) пошли разговоры о том,
что ходит эта дева по московско-архангельскому тракту возле Егорьевского луга.
Уж не знаю, в виде призрака или «плотского» человека. Бабушка рассказывала: был
священник из Верховажья, освящал место. Но, по рассказам стариков, не помогло!
Вроде как утопленница и дальше являлась. Врут, наверное!
Но
как достоверно врут! Помню, мы, раменские и тюшковские пацаны, в детстве ужас
как боялись ходить вечером на мельничный пруд на рыбалку. А там рыбы было –
завались! Хотя оба мельника, работавшие друг за другом, дядя Яша и дядя Вася, к
истории с утопленницей относились с явной иронией. Но в рассказах о ней
стремились «напустить ужасу»!
И
еще о странностях этого места. Одну из них дважды наблюдал сам. Речь - о
«мигающих огоньках». Историю эту я как-то уже описывал. Где-то в классе десятом
возвращались мы поздним сентябрьско-октябрьским вечером с моим школьным другом
Колюхой Хромых из тюшковского киноклуба в родное Раменье. И на переходе через
Силеву видим в сотне метров в темноте мигающий огонек. И так на него
засмотрелись, как на сеансе гипноза. «Провел» нас огонек вокруг Раменья, по
полям да колдобинам! А через несколько лет, уже ночью возвращаясь с работы
домой, увидел я подобный огонек напротив Егорьева луга на берегу Ваги.
Поскольку был твердолобым атеистом и ни в какие сказки не верил, то припустил
вниз к реке, к огоньку. Довел он меня до реки и пропал. Плюнул и домой пошел.
Но случай запомнил.
Каково
же было мое удивленье, когда уже в середине девяностых годов я наткнулся в
бумагах конца девятнадцатого века на такой случай.
Некий
купец ехал ночью из Верховажья. Проехав мостик через ручей после нынешнего
льнозавода, то есть практически вступив на территорию Егорьевского луга, увидел
у реки ... блуждающий огонек! Да так заинтересовался, что повернул лошадь с
тележкой налево, в сторону Ваги (там еще совсем недавно была гужевая дорога).
Подъехал к реке, увидел кострище, сошел с повозки. Дело было летом. Купец,
может, был подшофе или с собой что имелось (это уж мои догадки). Но заснул.
Утром проснулся - нет коня с повозкой! Так их и не нашли, как ни старался
верховажский полицейский чин.
А
вот уж совсем недавняя история. Ее пару-тройку лет назад описал мой коллега
Владимир Басов. Речь - о летающем человеке, которого видели жители Рогачихи.
Сплошная заумь и мистика, как я ее воспринял. Но очевидцы уверены: было! Фишка
та применительно к моему рассказу вот в чем: получается, что этот «летатель на
кресте» появился над Рогачихой со стороны именно Егорьевского луга с левой
стороны Ваги. И уж потом на высоте крыш домов улетел в сторону реки Терменьги,
на восток.
Возвращусь
немного назад, в советскую эпоху. Напомню нашумевшую на весь район
автокатастрофу, унесшую сразу три молодых мужских жизни. Произошла она еще в
60-ые годы. А случилась около того злопамятного ручья на въезде к Егорьевскому
лугу! И еще: пожар из того же десятилетия, когда сгорел старый Верховажский
льнозавод. Помню, как верховажские и раменские бабки в голос говорили: все от
того, что сырьевой двор завода построен рядом с «бесовским местом».
Да
уже в новую реформенную эпоху, когда на бывшем лугу появилась лесобаза вроде бы
самого удачливого верховажского предпринимателя, моя мать Анна Ивановна, казалось,
всю жизнь не очень-то верившая в разного рода нечистую силу, тихо проговорила:
«Нехорошее это место...» Ушел из жизни предприниматель!
Ох,
непрост этот Егорьевский луг...
Валерий
Сальников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий