среда, 3 октября 2012 г.

Важские страшилки


Как все-таки подчас сильно отличается официальная история от преданий, бытующих в народе! Кардинально! В этих самых преданиях да легендах бывает столько страшилок, мистики, что вроде и следа правды в них не найти. Ан нет! Случается: покопаешься, и такое всплывет, что заставляет во многом пересмотреть какие-то страницы официальной истории. Или по-иному взглянуть на нее. Так Шлиман поверил в сказки Гомера и в результате нашел и раскопал останки реальной Трои.

На нашей верховажской земле и сейчас еще встречается немало таинственного, толком необъясненного. Масса собранных материалов о НЛО, местах с таинственной биоэнергетикой, просто удивительных объектах района - у верховажанина и краеведа Виктора Петровича Пивоварова. Его заметки, как и публикации моего коллеги Владимира Басова по этой тематике, печатались в нашей газете.
Сегодня - немного не о том. Исторические страшилки, которые издавна ходили среди верховажского люда. И сведения о которых, оказывается, можно найти в исторических документах... Спасибо тому же Пивоварову, вельским краеведам и музейным работникам, другим интересным и неравнодушным к истории своего края людям! И, конечно, спасибо удаче, которая время от времени подбрасывает встречи с такими людьми и просто интересные находки!

Бесовские пляски
Местные легенды, а то и совсем недавние рассказы реальных людей утверждают: у нас никогда не переводились колдуньи и колдуны (первых почему-то больше), знахарки и знахари, которые лечат не только травами или чем-то подобным, сугубо природным, но и, например, заговорами и накладыванием рук. Одного моего юного родственника бабка в шелотской  стороне не так уж давно лечила заклинаниями-матюгами в открытый летний дымоход! Говорят, помогло. Хотя я, как откровенный прагматик, всю эту «народно-легендарную фигню» не очень воспринимаю...
Но об этом - в другой раз. Сегодня - о том, были ли в нашей верховажской стороне некие «бесы» или их сторонники и пособники. Предания однозначно утверждают: были! Не буду пересказывать. Сказки тоже в другой раз. Просто перейдем к фактам. И к их трактовке. Поскольку тема молчаливо-скользкая. Официальной истории вроде как не с руки...

Жил в Верховажье в девятнадцатом веке протоиерей, настоятель Успенского собора Александр Шайтанов. Умер он в мае 1879 года. Похоронен на старом верховажском кладбище, что располагалось около Благовещенской церкви. А та, напомню, была построена на горе над посадом. На ее месте и на старом кладбище потом какое-то время стоял «недопамятник» (извините, назову так!) воинам-землякам, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Памятник на костях... Надгробный же памятник Шайтанову из розоватого камня сохранялся вплоть до начала шестидесятых годов двадцатого века.
Был Александр Михайлович любопытнейшим и просвещенным человеком. Вроде сельский поп. А одновременно - законоучитель Верховажского приходского училища, председатель Верховажского попечительского совета о бедных заштатных церковнослужителях. И еще - сотрудник Русского географического общества, исследователь. И очень сильный краевед, возможно, мало в чем уступавщий Мясникову. Оставил после себя труды по истории Важского края. Сегодня, увы, в значительной степени утраченные.
Так вот, Шайтанов как священник с негодованием писал о том, что на нашей земле творятся и бесовские дела. Хотя, похоже, он и сам не всегда знал, где «бесовские», а где нет.
Небольшой пример. В Ильин день мужики-крестьяне из окрестных деревень собирались на кладбище-погосте у Благовещенской церкви. Угадайте, чем занимались? С неодобрения купеческого населения посада, замечу. Но дело-то в том, что на погосте хоронили не только жителей посада, но и окрестных деревень. Например, мои раменские предки похоронены именно там. Так вот, собирались крестьяне-мужики (вроде как без жен) в Ильин день на кладбище, закалывали быка и варили мясо в большом пивном котле. А потом съедали. Не «всухую», конечно. Такое вот поминание «миром», то есть общиной. Которое подчас без песен да плясок не кончалось. Чем и заслужило отзыв многих коллег Шайтанова, как «бесовских игр». Что интересно: бычью шкуру дарили церкви, которая подарок принимала...
Да Господи! По-моему, из одного этого примера видно, какой все-таки действительно оживленной была общественная жизнь посада того времени! Все было. И споры в том числе по самым разным темам.
Но действительно «бесовские» игрища начались позднее, после Шайтанова.

Начало двадцатого века. Россия на распутье, как часто говорят. Да она на многопутье! Она в ссорах и раздорах. И, если кто не знает: предреволюционная Россия - время настоящего расцвета мистических групп и сатанинских сект. Распутин и его последователи на фоне многих - еще цветочки-херувимчики!
Были в самых разных губерниях России настоящие сатанинские секты. Поклонявшиеся не Господу Богу, а сатане. Малоизвестный факт: такие организации существовали и в Вологодской губернии. В том числе и в уездном Вельске. В состав Вельского уезда, напомню, входила тогда территория нынешнего Верховажского района.
Были ли сатанисты в самом Верховажье - не знаю, не ведаю. Но предполагаю, что да. По одной простой причине. Верховажье в то время было местом ссылки «политических»: эсэров, большевиков, меньшевиков, анархистов (примерно в такой количественной последовательности). А новейшие исторические исследования утверждают: среди революционеров начала двадцатого века от самых разных партий сатанистов было не меньше, чем атеистов. Так-то вот! Сатанисты исповедовали неизбежность прихода царства антихриста на землю и всемерную помощь приближению этого события. Поскольку все русское государство исторически было связано с православием, то неудивительно, что интересы и надежды сатанистов были на стороне революционеров...
Но вот что интересно: как утверждают некоторые источники, вельские сатанисты время от времени собирались не где-нибудь, а близ Верховажья! Может, потому, что здесь среди ссыльных было немало их сторонников? Так поначалу, когда прочитал об этом, и подумал. Пока не узнал, где было место их встреч. На Егорьевом лугу или рядом с ним. Тут-то поневоле и вспомнились деревенские страшилки любимой бабушки Марии Степановны Сальниковой (урожденной Вириной) и ее подруги-соседки Агнии Степановны (тоже Сальниковой) о «бесах Егорьева луга»...

«Егорьевы» тайны
Егорьев луг - место, где в наши реформенные времена разместилась макуринская лесопилка. Проще говоря, местность по левой стороне автодороги от почти несуществующего нынче ручейка за старым льнозаводом до речки Силева.
Почему Егорьевский? Да потому, что в царские времена здесь на престольный праздник Георгия Победоносца собирались жители всех раменских деревень. Что интересно: часовня в честь Георгия Победоносца была в Верхнем Раменье, а на праздник в начале мая собирались в полутора километрах от нее, на чистом лугу, недалеко от берега Ваги. Оказывается, он был сакральным раменским местом задолго до постройки часовни где-то во второй половине девятнадцатого века. Может, велось так испокон веков?

Но с лугом этим и местностью около него связано множество «темных» историй. Перечислю некоторые.
В конце девятнадцатого века на деревенском праздновании здесь произошло убийство одного из участников. Пьяное или в ходе какой-то разборки по застарелой обиде - сказать трудно. Но убийство в ходе деревенского престольного праздника - вещь далеко не заурядная по тем временам.
А предыдущие были вот в чем. К югу от луга - речка Силева. Еще во времена моего детства стояла на ней (чуть выше нынешнего бетонного моста через Силеву) водяная мельница с большим и глубоким прудом. В старину и выше была еще пара. Уж не знаю, на какой мельнице в девятнадцатом веке произошла эта история (старухи середины двадцатого века в Раменье и Тюшкове рассказывали о ней, как о «живой», чуть ли не вчера свершившейся).
Якобы после деревенского праздника на Егорьевском лугу нашли в мельничном пруду молодую девушку или женщину. Одетую не по-крестьянски, а в городском наряде. В общем, утопленную или утопленницу. Поскольку на празднике были богатые гости из уездного Вельска и Верховажья, полицейский пристав опросил их. Не опознали! Так и похоронили неопознанную. На кладбище около вышеупомянутой Благовещенской церкви.
А потом (на мой взгляд, явные деревенские бабьи фантазии) пошли разговоры о том, что ходит эта дева по московско-архангельскому тракту возле Егорьевского луга. Уж не знаю, в виде призрака или «плотского» человека. Бабушка рассказывала: был священник из Верховажья, освящал место. Но, по рассказам стариков, не помогло! Вроде как утопленница и дальше являлась. Врут, наверное!
Но как достоверно врут! Помню, мы, раменские и тюшковские пацаны, в детстве ужас как боялись ходить вечером на мельничный пруд на рыбалку. А там рыбы было – завались! Хотя оба мельника, работавшие друг за другом, дядя Яша и дядя Вася, к истории с утопленницей относились с явной иронией. Но в рассказах о ней стремились «напустить ужасу»!

И еще о странностях этого места. Одну из них дважды наблюдал сам. Речь - о «мигающих огоньках». Историю эту я как-то уже описывал. Где-то в классе десятом возвращались мы поздним сентябрьско-октябрьским вечером с моим школьным другом Колюхой Хромых из тюшковского киноклуба в родное Раменье. И на переходе через Силеву видим в сотне метров в темноте мигающий огонек. И так на него засмотрелись, как на сеансе гипноза. «Провел» нас огонек вокруг Раменья, по полям да колдобинам! А через несколько лет, уже ночью возвращаясь с работы домой, увидел я подобный огонек напротив Егорьева луга на берегу Ваги. Поскольку был твердолобым атеистом и ни в какие сказки не верил, то припустил вниз к реке, к огоньку. Довел он меня до реки и пропал. Плюнул и домой пошел. Но случай запомнил.
Каково же было мое удивленье, когда уже в середине девяностых годов я наткнулся в бумагах конца девятнадцатого века на такой случай.
Некий купец ехал ночью из Верховажья. Проехав мостик через ручей после нынешнего льнозавода, то есть практически вступив на территорию Егорьевского луга, увидел у реки ... блуждающий огонек! Да так заинтересовался, что повернул лошадь с тележкой налево, в сторону Ваги (там еще совсем недавно была гужевая дорога). Подъехал к реке, увидел кострище, сошел с повозки. Дело было летом. Купец, может, был подшофе или с собой что имелось (это уж мои догадки). Но заснул. Утром проснулся - нет коня с повозкой! Так их и не нашли, как ни старался верховажский полицейский чин.

А вот уж совсем недавняя история. Ее пару-тройку лет назад описал мой коллега Владимир Басов. Речь - о летающем человеке, которого видели жители Рогачихи. Сплошная заумь и мистика, как я ее воспринял. Но очевидцы уверены: было! Фишка та применительно к моему рассказу вот в чем: получается, что этот «летатель на кресте» появился над Рогачихой со стороны именно Егорьевского луга с левой стороны Ваги. И уж потом на высоте крыш домов улетел в сторону реки Терменьги, на восток.

Возвращусь немного назад, в советскую эпоху. Напомню нашумевшую на весь район автокатастрофу, унесшую сразу три молодых мужских жизни. Произошла она еще в 60-ые годы. А случилась около того злопамятного ручья на въезде к Егорьевскому лугу! И еще: пожар из того же десятилетия, когда сгорел старый Верховажский льнозавод. Помню, как верховажские и раменские бабки в голос говорили: все от того, что сырьевой двор завода построен рядом с «бесовским местом».
Да уже в новую реформенную эпоху, когда на бывшем лугу появилась лесобаза вроде бы самого удачливого верховажского предпринимателя, моя мать Анна Ивановна, казалось, всю жизнь не очень-то верившая в разного рода нечистую силу, тихо проговорила: «Нехорошее это место...» Ушел из жизни предприниматель!
Ох, непрост этот Егорьевский луг...
Валерий Сальников.


Комментариев нет:

Отправить комментарий