пятница, 5 октября 2012 г.

Они бы вновь выбрали профессию учителя

З.И.Попова

  Нередко бывает: работает человек в коллективе – у всех на виду, а уходит на заслуженный отдых и сразу оказыватся в стороне от рабочих будней. Целая плеяда замечательных педагогов работала в стенах Верховажской средней школы. Разве можем мы об этом забыть?
  Профессия преподавателя – самая лучшая. Пусть говорят, что есть профессии важнее, но мы убеждены: самая добрая, самая мудрая, самая первая – это учительство. Эта профессия – особенная. Не каждый ребенок, выросший в семье педагога, стремится продолжить семейную традицию. Это работа такого рода: бесконечные стопки тетрадей, школьные проблемы, подготовка к урокам не дают покоя и дома.

   Жизненное кредо учителей – «Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле».
   Любить детей дано не всем… Настоящая публикация посвящается тем, кому это, безусловно, дано, и кто верит в то, что их опыт будет обязательно продолжен. Мы уверены: если бы сегодня пришлось выбирать, они бы не задумываясь вновь выбрали профессию учителя.
   Наши уважаемые ветераны, коллеги любят свою работу и скучают по ней, даже находясь на заслуженном отдыхе. Всю свою трудовую деятельность посвятили школе, детям
О.А. Хромцова, Т.И. Хромцова, М.В. Кононова, Н.П. Антуфьева, Н.Г.Сотская, З.И. Попова. Немало сил, энергии, работая в школе, отдавали педагоги А.А. Верещагина, Л.А. Некрасова, завхоз А.Н. Шипицына. Все эти замечательные женщины совсем недавно отметили юбилейные дни рождения.
Позвольте, уважаемые читатели, сказать несколько добрых слов о каждой из юбиляров.

  Нина Павловна Антуфьева – увлеченный человек. Ее любовь – биология. Учащиеся с большим интересом занимались в кружке, на факультативе, постигая азы этой науки, а после окончания школы многие выпускники выбрали профессию, связанную с биологией.
У дома, где живет Нина Павловна, много цветов, которые цветут с ранней весны до глубокой осени. А еще она мастер выращивать яблоки из семечка, умеет их прививать. А когда саженцы окрепнут и наберутся сил, Нина Павловна отдает многим верховажанам. Каждую осень приглашает к себе в сад за яблоками, боярышником. Не боится экспериментировать, менее пяти сортов капусты не выращивает на небольшом участке. Выберет лучший сорт и обязательно порекомендует другим. У Нины Павловны живут кролики, а были еще козы, куры. И везде порядок, красота, уют.

С чувством искренней признательности выпускники вспоминают Александру Александровну Верещагину. Скольким ученикам она помогла самоопределиться, выбрать профессию, найти свое место в жизни. С ясным, умным взглядом, выдержанная и тактичная, она умела привить интерес к книге, любовь к стране, к Верховажью, к географии. «Но больше запомнилось то, что Александра Александровна учила скрупулезному постоянному труду на уроках. Мы часто спрашивали ее о событиях, происходящих в стране и в мире. Нам очень нравилось, как доброжелательно и интересно она объясняла», - вспоминают ученики А.А. Верещагиной.
Желая научить правильно, логически мыслить, учительница стремилась повысить общую культуру ученика, привить лучшие человеческие качества, учила всматриваться в жизнь, в окружающую природу. Она учила своих учеников ценить каждый день, показывая пример жизнестойкости, жизнелюбия. Эта черта помогает ей и сейчас. Александра Александровна ведет активный образ жизни, посещая клубы по интересам в районной библиотеке, делится мудрыми мыслями с нынешними учениками на классных часах. Когда-то Гюго сказал: «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Вы счастливы вдвойне, потому что вас любят не только ваши ученики, но и мы, ваши коллеги.

Зинаида Ивановна Попова известна в районе как умный и талантливый педагог. Она имеет глубокие теоретические знания, в совершенстве владеет методикой начального обучения. Одной из первых в районе Зинаида Ивановна ввела в учебный план следующие предметы: «Математика и конструирование», «Речь и этикет», «Экономика», «Шахматы».
Сотни ребятишек Зинаида Ивановна научила читать и писать. А сейчас она обучает детей и внуков своих бывших учеников. Больше всего учительница ценит в людях порядочность и честность. И до сих пор каждое утро спешит к своим ученикам, в которых вкладывает всю душу и сердце, ум и знания и верит, что ее ученики выберут правильный жизненный путь.

Кто-то из великих сказал, что математика развивает волю, тренирует мозг, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. Это утверждение стало профессиональным кредо Ольги Андреевны Хромцовой. Она обладает высокими профессиональными качествами. Вся система работы учителя позволяла максимально развивать математические способности учеников. Учебный процесс строился таким образом, чтобы всячески стимулировать творческую активность учащихся, чтобы они испытывали потребность  и имели возможность реализовать собственные намерения. А еще Ольга Андреевна первой взялась за обучение в профильном физико-математическом классе. Ежегодно ее ученики были победителями и призерами на районных и областных олимпиадах.
Выйдя на заслуженный отдых, Ольга Андреевна отдает себя семье, внукам и детям, а жизненные силы черпает, гуляя в лесу.

«Я – самый счастливый человек! - говорит Тамара Ивановна Хромцова. - Вся моя жизнь отдана детям!» Тамара Ивановна вела большую методическую работу среди педагогов истории, долгое время руководила методическим объединением учителей этого предмета. На базе ее кабинета долгое время работал кружок юных историков-краеведов. Под ее руководством кружковцы пополнили и сохранили материалы об истории школы, выпускниках. Благодаря инициативе Тамары Ивановны были сделаны альбомы по истории каждого выпуска.
Есть чему поучиться у нее коллегам! Идут года, приходят на смену новые поколения детей со своим миром идей и интересов, но остается неизменным любящее сердце педагога. Тамару Ивановну всегда отличали душевность, доброта, любовь к детям и уважение к родителям учеников. Выпускные классы Т.И. Хромцовой выделялись сформированным коллективом, активностью, сплоченностью. Каждый выпуск любит своего классного руководителя и рад побывать в гостях в ее уютном доме и на вечерах встречи одноклассников.

Марию Васильевну Кононову можно по праву назвать легендой школы. Она стояла у истоков создания школьного музея. Музей получился оригинальным, не похожим на другие музеи того времени. Учениками школы были собраны богатые материалы по истории родного края, оформлена экспозиция крестьянской избы, были найдены документы и ценные по значимости книги. Именно материалы школьного музея легли в основу районного краеведческого музея. На уроках Мария Васильевна уделяла самое серьезное внимание воспитательным моментам, т.к. ее целью было воспитать из каждого ученика достойного гражданина своей Родины. До сих пор Мария Васильевна интересуется судьбами своих выпускников. А благодарные ученики навещают любимую учительницу, делясь с ней своими успехами.

Педагог-филолог Любовь Александровна Некрасова  считала, что русский язык как предмет изучения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство.
Однажды Любови Александровне посчастливилось среди стопки ученических сочинений на тему «Моя будущая профессия» прочитать следующее: «Хорошо быть учителем по русскому языку и литературе! Это главная, лучшая профессия в мире. Если бы не было учителя по русскому языку, то никто и никогда не знал бы грамматики, не умел бы писать. Если бы не было учителя по литературе, то никто и никогда бы не научился правильно читать, выразительно рассказывать стихи, умно излагать свои мысли. А мы, ученики, не научились бы писать сочинения, изложения. Когда я вырасту, я буду учителем русского языка и литературы. Я буду учить детей. А это так интересно».
Не это ли благодарность за профессионализм, любовь к своему предмету, к ученикам.

«Мне предопределено судьбой быть учителем, и смысл своего существования вижу только в этом», - всегда с улыбкой говорит Надежда Геннадьевна Сотская. Она прививала детям любовь к музыке, искусству не только в школе, но и в детском саду, музыкальной школе, через внеклассную работу, свои увлечения.
Оптимизм, искренность, доброжелательность – отличительные качества Надежды Геннадьевны. Если уж бралась за дело, то результат был на «пять». А сколько ею было открыто талантливых детей, которые, повзрослев, выбрали творческую профессию. Среди них С.В. Смирнова, О.А. Шилова, Л.Г. Свистунова, Лена Черепанова, сейчас студентка-пятикурсница музыкально-педагогического факультета ВГПУ. Гордость переполняет учительницу, когда она слышит об успехах своих учеников.
Благодаря творческому труду Надежды Геннадьевны не оставались без внимания и оригинального поздравления учителя-ветераны, педагоги и родители. А сколько за эти годы проведено концертов, слетов, подготовлено агитбригад, и нет следа усталости в душе педагога. Выйдя на заслуженный отдых, Надежда Геннадьевна продолжает трудиться, приобщая к миру прекрасного юное поколение верховажан.

Невозможен труд учителя, организация всего учебного процесса в школе без внимательных, трудолюбивых и ответственных служащих. Именно они помогают создавать теплоту и уют в школе. Именно с участием технических служащих, завхоза учителю гораздо проще создать в классе рабочую атмосферу. Их по праву можно назвать достойными помощниками учителей. В их числе и уважаемая Антонина Николаевна Шипицына.

Дорогие наши коллеги, примите искренние поздравления от учителей-ветеранов, всего педагогического коллектива с нашим профессиональным праздником – Днем Учителя!
Нет важнее и сложней  работы,
чем та, с какой  справляется учитель,
ведь на его плечах заботы,
тревоги, школьная обитель.
Мы поздравляем  мудрых и достойных,
тех, кто детей  вниманьем окружает,
пусть в жизни много будет дней  спокойных,
пусть детвора вас  просто обожает!

Фото Нины Юренской  и Натальи Соломатовой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий