среда, 31 октября 2012 г.

Малый бизнес: проблемы и перспективы

А где «купеческая честь»?

Практически вся верховажская розничная торговля - по сути дела, малый бизнес. У кого-то один магазин, у другого несколько. Но за пределы малого наши предприниматели-коммерсанты, в общем-то, не выходят. Есть два торговых предприятия покрупнее - райпо да «Верховажьелес». Но и их к крупному никак не отнесешь. А действительно крупные торговые сети из больших городов Верховажье пока обходят. Потенциал у нас, видно, мелковат...
Но сегодня речь не об этом. О другом. В дореволюционные времена верховажское торговое сословие четко следовало понятиям «купеческое слово» и «купеческая честь». С первым, надеюсь, все понятно. Дал слово, даже не подписавши контракта - держи его! А вот во второе понятие входили такие категории, говоря сегодняшним языком, как ответственность перед потребителем, ответственность за товар, который предлагаешь покупателям, за его качество. Бывали купчишки, которые «не держали» эту марку. Долго они на плаву не держались. 
А нынче?


Вот недавно собирались хозяева наших магазинов в райадминистрации. По случаю - приехали областные чиновники просвещать насчет очередных новаций, впрямую касающихся розничной торговли. Но пока их, запаздывающих, ждали, разговор зашел как раз о предметах, которые в старину прямо бы касались купеческой чести...
Любовь Шишова, которая в райадминистрации курирует связи с предпринимательской средой и сферу торговли, назвала (без фамилий) просто потрясающие примеры. За ними - конкретные жалобы конкретных потребителей.
Вы обнаруживали мышиный помет в хлебе? А было такое! Мышка в тесто, извините, не накакала. Не полезет она в него. Мука такая, даже не просеянная.
Относительно недавно были жалобы на качество арбузов. И не удивительно. Чего их в Верховажье во второй половине  октября продавать? Качественный арбуз (не забывайте про потери во время транспортировки) - это август-сентябрь.
А  подгнившие овощи на прилавках? Да еще с прежними ценниками, как и для свежих продуктов?
Или практика «Черного кота», где ценник на товар был один, а чек при покупке пробивали более дорогой.
Вроде бы мелочь. Булка хлеба стоит 30 рублей. Разрезали пополам, и половинку продают за 16.
Уловкам этим, говоря по-старинному, «несть числа». И где она, купеческая честь?
А уж когда дело касается алкоголя, вернее, его продажи... Водка, пиво да вино - продукты прибыльные. На каждом звене цепочки - производитель, оптовик, продавец - всем «капает». И немало! Можно и рискнуть, продать контрафакт, «левый» и некачественный товар, лишь бы не упустить свою маржу.

Начальник отдела лицензирования и декларирования  управления торговли областного сельхоздепартамента Валентин Коновалов привел недавние примеры, когда в соседних областях прихватывали и конфисковывали «левые» партии алкогольного «неформата» в десятки тысяч бутылок! Думаете, Вологодчина тут чистенькая? По мнению специалистов, у нас может быть до 40 процентов алкогольной продукции в нелегальном обороте. Но если так - беда не обошла стороной и наш район, верховажский торговый малый бизнес! Наверное, до каких-то пор власти и контролирующие органы смотрели на это сквозь пальцы. Но ведь не может же это продолжаться вечно! Помните экономический беспредел 90-ых годов? Тогда ведь тоже все отчетливо понимали: долго так не будет длиться. Придут и наведут порядок. Пришли и навели. Хотя бы в основных сферах жизни, экономике, в той же торговле. Видно, пришел конец «ошметкам» тех нравов и в ситуации с алкоголем...
По области в розничной торговле за восемь месяцев выявлено более восьмисот нарушений в продаже алкогольной продукции. В прошлом году за аналогичный период было четыре сотни. Что, реальных нарушений прибавилось? Нет, контроль стал строже! А ну как возьмутся еще сильнее? У скольких верховажских малых предпринимателей бизнес «накроется»?
С нового года правила торговли алкоголем еще ужесточатся. Наверняка у кого-то возникнет соблазн обойти их хотя бы на первых порах, «затянуть» ситуацию, посмотреть, как власти будут поступать с первыми нарушителями. А где гарантия, что именно ты не окажешься таковым, что не ты «попадешь под раздачу»?

  Кстати, в XIX  веке ситуация с торговлей алкоголем была в чем-то схожая.  Напомню: власть практиковала так называемые «винные откупа». Тогда даже у нас, под боком у Верховажского посада, в Пирожном ручье (нынешний Теплый Ручей) действовал частный заводик: водку делали и какое-то плодовое вино. Одному из купцов принадлежал - к сожалению, не знаю которому. Когда царская власть заявила о переходе на казенную винную монополию, шуму в промышленно-купеческих кругах было по всей России-матушке немеряно! Малоизвестный факт: именно после того видные купцы (говоря по-нынешнему, олигархи) стали материально поддерживать революционные партии. Но власть сумела настоять на своем.
Известный в свое время промышленник, финансист и купец Рябушинский уже тогда говорил о «балансе интересов»  между бизнесом, государством и народом. В нем он видел силу России. И купеческую честь видел в том, чтобы этот самый баланс поддерживать...
Применительно к нынешнему Верховажью. На мой взгляд, земляки-предприниматели должны учитывать этот завет Рябушинского. То есть своих клиентов, с которыми, возможно, на одной улице живешь, не дурить. И государство не обманывать, соблюдать его законы...

Поддержать «малыша»!
Государство уже сколько лет декларирует свою заботу о малом бизнесе. Разработана и действует государственная программа поддержки малого бизнеса. Но не каждый замечает, что она видоизменяется.
Еще года четыре назад основной акцент программы был сделан на борьбу с безработицей. Государство помогало активным безработным наладить свое дело. Не обошло это стороной и Верховажский район. Та же парикмахерская в Морозове, ряд других микропредприятий - все это стало возможным благодаря положениям той программы.
Сейчас она в большей степени ориентирована на предприятия производственного сектора, а не на  «сервис-обслугу». Особый акцент - на малый бизнес, идущий по инновационному пути, приобретение нового оборудования, внедрение современных технологий. 
У нас таких начинающих предпринимателей, готовых работать в этом русле, думаем, мало. Искать надо!
Специалисты уверяют: привычной стала цифра в 300 тысяч рублей на поддержку малого бизнеса. Это субсидии, которые предоставляются по линии Минэкономразвития. Они идут далее по линии региональных конкурсов, с отраслевыми акцентами. 
Действует программа микрофинансирования. Суммы разные. Говорят, если с умом, то можно получить кредиты до миллиона рублей. Ставка такого кредита не может превышать 10 процентов. Плюс в разных регионах действуют свои программы. Кстати, Вологодчина здесь смотрится весьма неплохо.
Говорили с некоторыми начинающими предпринимателями: на что жалуются? У каждого, конечно, свои проблемы. Но общая, пожалуй, сводится к простой вещи: процедура получения субсидий на создание малого бизнеса затянута и бюрократизирована. Многое в ней начинающему бизнесмену попросту непонятно...

О верховажском туризме
От редакции. Развитие гражданского общества России - один из приоритетов  нашего, если хотите, «национального проекта двадцать первого века». Без него, этого общества, не обойтись, если мы хотим быть демократической страной, где слышат и учитывают разные голоса. Гражданское общество - это не только разноголосье политических партий, но и профсоюзы, и некоммерческие организации (такие, как наша АНО «Редакция газеты «Верховажский вестник»), и разного рода общественные организации. К ним, наверное, мы и отнесем общественный совет по развитию района, родившийся в этом году из общественной экспертной группы, и уже имеющего традиции не одного года дискуссионного политклуба.
Сегодня мы представляем публикацию члена этого совета Владимира Николаевича Шипицына.
Почему она идет на странице, посвященной малому бизнесу? Да потому, что тема верховажского туризма, о которой здесь говорится, как раз поле деятельности для него! Убеждены: крупные туристические компании из столицы к нам не придут. А вот местным предпринимателям есть где развернуться...
Недавно, в октябре, под  руководством председателя Представительного Собрания района В.Н.Полежаева состоялось заседание общественного совета по развитию района (руководитель Г.А.Буданов). Речь шла об активизации предпринимательства в сфере верховажского туризма.
Особенностью нашего родного района является экологически чистая территория, значительное количество местных, в том числе исторических, достопримечательностей.  На наш взгляд, отдых на территории района может быть товаром под брэндом «Верховажский туризм». 
Основными клиентами местных туристических услуг здесь могут быть несколько категорий людей. Гости, проживающие или появляющиеся на территории района в летний период. По нашим оценкам, это 6-8 тысяч человек. Сами жители района. Наконец, можно привлечь туристов из Вологды, Вельска, других городов (в перспективе и крупных). Главное направление туристических услуг, видное уже сейчас - укрепление здоровья и познавательное времяпровождение. По нашим оценкам: клиенты  за полученные услуги готовы платить не менее 2-3 тысяч рублей.
Очевидные преимущества верховажского туризма - низкая цена и легкодоступность туристического товара. Среди конкурентов - фирмы из Вельска, Каргополя, ряда других мест, но они действуют на своей территории.
Прообразом такого рода местного туризма может служить «Дом-музей крестьянина Мехаева» в деревне Рогачиха. Он предлагает возможность участия в повседневной хозяйственной деятельности, мастер-классе по лепке пельменей, по вышивке и т.д. Уже сейчас он пользуется известностью как среди самих жителей района, так и среди гостей.
Теперь о недостатках в этом деле.
Нет турпутевок по Верховажью и району. Да нет и фирмы, которая этим бы занялась.  Отсутствует взаимная информация среди предпринимателей, готовых работать в этой сфере. Как нет и системной рекламы настоящего и будущего верховажского туризма. Отсутствует стратегия продвижения местного туристического товара.
Кто сегодня реально из нашего малого бизнеса работает или может работать в сфере верховажского туризма? Это существующий придорожный сервис. Гостевые дома. Есть у нас производство сувениров, опять-таки действующее в секторе малого бизнеса. В нашем активе - интересные туристические объекты района. Имеющиеся туристические и экскурсионные маршруты. Есть интересные и мастеровые люди - экскурсоводы и потенциальные руководители мастер-классов для туристов. А ведь можно еще использовать потенциал музея, ЦТНК, местных краеведов...
На заседании совета, о котором говорилось в начале публикации, было предложено  несколько направлений. Можно пригласить реальных и потенциальных предпринимателей, работающих или желающих работать в сфере местного туризма, и учредить с ними общественную организацию, которая способствовала бы развитию предпринимательства в данном сегменте рынка. Безусловно, надо выявить интересы предпринимателей, работающих или готовых работать в этой сфере, и выработать общую политику по реальному развитию верховажского туризма. Необходимы рекомендации по саморазвитию предпринимательства в этой сфере.
В качестве опыта  можно разработать проект продукта «верховажский туризм» и опробовать его в ближайшие Рождественские каникулы.
Владимир Шипицын, депутат Представительного Собрания района.
Материалы подготовил В.Сальников



3 комментария:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. одна из традиций верховажских купцов - меценатство, а сегодня возможно ли проведение благотворительных акций верховажскими предпринимателями?

    ОтветитьУдалить