Нашего земляка Сергея Михайловича Саврасова без преувеличения можно назвать человеком-легендой. Великую Отечественную он прошел с первого до последнего дня. Воевал на Западном, Ленинградском, Центральном, 3-м Украинском фронтах. Победу встретил в Германии. И за всю долгую и изнурительную «боевую вахту» не получил ни единой царапины. Если не считать легкой контузии в июне 1941-го. Хотя побывал и под обстрелами, и под бомбежками. Про таких везучих, наверно, и сложена народная поговорка: «В рубашке родился».
- В армию меня призвали в октябре 1940 года, то есть меньше чем за год до начала войны, - вспоминал ныне покойный Сергей Михайлович. - Нас привезли в Литву, в город Каунас, где зачислили в полковую школу, готовившую младших командиров. Примерно через месяц учебы несколько человек из команды вызвали на беседу с инженером ШМАС. Для несведущих – это школа младших авиационных специалистов. И предложили поехать в Ригу на курсы техников по обслуживанию самолетов.
С этого момента судьба ветерана оказалась на несколько лет напрямую связана с военной авиацией. Рижская школа выпускала авиаспециалистов узкой квалификации – механиков по приборам. После экзаменов Сергея Михайловича в числе пяти отличников спецподготовки направили служить в 312-й РАП – разведывательный авиационный полк. На его вооружении стояли самолеты СБ – скоростные бомбардировщики. Этот двухмоторный фронтовой бомбардировщик был самым массовым серийным самолетом КБ Туполева. Правда, отлично зарекомендовав себя в небе Испании в 1939-м, по словам специалистов, уступал по летным качествам аналогам из немецкого люфтваффе. Но это – другая история.
В первый же день войны 312-й авиаполк перебазировали ближе к границе, в район города Шауляй. Сразу после прибытия на запасной аэродром последовал приказ поднять машины в воздух и бомбить позиции врага. Большая часть из них не вернулась обратно.
По словам ветерана: «Результаты полетов были плачевными. С боевого задания самолеты возвращались далеко не все. Из отправленных девяти – два-три, из улетевшего звена из трех машин были сбиты все. Настроение у всех мрачное, подавленное. Мы в один день потеряли многих своих товарищей. Причем даже не знали, удалось ли нашим летчикам нанести врагу хоть какой-то урон в живой силе и технике».
Беда одна не ходит. Ближайшей же ночью уцелевшие самолеты были уничтожены при бомбежке немецкой авиацией прямо на аэродроме. То есть уже через считанные дни после начала военных действий авиаполк перестал существовать как самостоятельная боевая единица. А на подходе были танки противника. Начались тягостные дни отступления.
Под ожесточенными бомбежками остатки полка отвели для переформирования. Важно было сохранить летный и технический состав, замену которому одним днем не подготовишь. Новые части формировались в Воронеже. Нашего земляка зачислили в 565-й штурмовой авиаполк (ШАП) на должность механика по приборам. После укомплектования летным и техническим составом полк направили в город Бузулук для получения самолетов. И не простых, а поистине легендарных. Думаю, штурмовики Ил-2 в представлении не нуждаются.
- Вскоре наш полк направили на Ленинградский фронт, к месту дислокации в поселке Красинцы, что севернее Тихвина, - рассказывал Сергей Михайлович. - Работа нашей части в деле обороны Ленинграда и снятия блокады была очень эффективной. В некоторые дни полковые летчики успевали сделать по три-четыре боевых вылета. Нелегко приходилось и нам, техническому персоналу. Днем «технари» обслуживали самолеты, а ночью – охраняли их на аэродроме. Да и как было не охранять?! В годы Великой Отечественной газета «Правда» писала: «…Самолет Ил-2 – «летающий танк» - является одним из самых эффективных видов нашего авиационного оружия и до сих пор не повторен ни одной из воюющих армий…». Фронтовики с уважением называли штурмовик «воздушной пехотой», «самолетом поля боя». А гитлеровцы – «черной смертью». Вот признание пленных немцев, с которыми нам довелось разговаривать через переводчика: «Нет большего ужаса, чем самолеты Ил-2. Они сводят с ума!» Естественно, враг очень хотел заполучить себе его как опытный образец.
Создан был штурмовик ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, нашего земляка. В начале войны одноместный вариант переделали в двухместный. Появился воздушный стрелок, вооруженный пулеметом Березина (калибр 12,7 мм.) для защиты задней полусферы. Полное же вооружение самолета включало две пушки ВЯ калибра 23 мм, два пулемета 7,62 мм, кормовой пулемет 12,7 мм, 600-килограммовые бомбы и восемь реактивных снарядов. Как ни крепка была броня Ил-2, но потери случались. Ветеран вспомнил один эпизод, когда в боях под Ленинградом погиб командир второй полковой авиаэскадрильи летчик Мокин:
- Немцам удалось пробить трансформатор, мотор заклинило, и пилот был вынужден посадить самолет на лед реки Волхов. Зная, что на Ил-2 имеется русское секретное оружие – эресы – гитлеровцы решили захватить машину. Дали красную ракету. Мокин, думая, что это свои, побежал к ним. Наши солдаты пошли в атаку и отбили самолет и тело летчика. Мокин в плен не сдался, отстреливался, а последний патрон приберег для себя. Герой был похоронен на станции Гряды. В составе группы по эвакуации подбитого самолета был и я. Штурмовик разобрали для транспортировки в тыл, отсоединили плоскости, отвезли и сдали в рембат.
После снятия блокады авиаполк сначала отправили в тыл для доукомплектования самолетами, а затем снова перебросили на фронт.
- Когда было нужно, когда требовала оперативная обстановка, мы получали приказ немедленно передислоцироваться на такой-то аэродром, - продолжал ветеран. - И летчики тут же приступали к «обработке» отходящих или наступающих соединений противника. При быстрой перебазировке технический состав (кто особенно необходим для подготовки самолетов к вылету на боевое задание) перевозили в бомболюках и даже в шасси воздушных машин. Предварительно заблокировав управление, чтобы летчик при перелете не мог автоматически убрать шасси. Пришлось и мне полетать в бомболюках. Такое запомнилось на всю оставшуюся жизнь. Бежало масло, и могло заклинить мотор.
Много боевых вылетов летчики авиаполка совершили во время битвы на Курской дуге. Затем были Киев, Перемышль, Староконстантинов, Черновцы и другие аэродромы Украины. Закончил свою боевую эпопею Саврасов на аэродроме у немецкого города Грейвиц:
- С этого аэродрома наши летчики выполнили множество вылетов во время операции по освобождению Праги. Здесь мы отметили и нашу победу. Выпили, вспомнили погибших товарищей. Большинство из нас были уверены, что войны теперь никогда не будет. Нашему 565-му штурмовому авиаполку присвоили звание «Станиславский», а 224-й штурмовой авиационной дивизии – «Жмеринская». За совершенные боевые вылеты и уничтожение врага восьми летчикам полка было присвоено звание Героев Советского Союза. Технический состав за количество обслуженных боевых вылетов тоже награждался орденами и медалями. Я награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Позднее получил орден Отечественной войны второй степени. Демобилизовался в июне 1946 года.
Примечательно, что после этого пути фронтовика с авиацией разошлись. Он предпочел вернуться домой, на родину. Хотя умение, полученное на войне, помогло ему и семье выжить в голодные послевоенные годы. Как рассказывал ветеран, для пополнения бюджета он занимался ремонтов часов. За работу платили кто чем мог, главным образом, продуктами питания.
В.Басов
- В армию меня призвали в октябре 1940 года, то есть меньше чем за год до начала войны, - вспоминал ныне покойный Сергей Михайлович. - Нас привезли в Литву, в город Каунас, где зачислили в полковую школу, готовившую младших командиров. Примерно через месяц учебы несколько человек из команды вызвали на беседу с инженером ШМАС. Для несведущих – это школа младших авиационных специалистов. И предложили поехать в Ригу на курсы техников по обслуживанию самолетов.
С этого момента судьба ветерана оказалась на несколько лет напрямую связана с военной авиацией. Рижская школа выпускала авиаспециалистов узкой квалификации – механиков по приборам. После экзаменов Сергея Михайловича в числе пяти отличников спецподготовки направили служить в 312-й РАП – разведывательный авиационный полк. На его вооружении стояли самолеты СБ – скоростные бомбардировщики. Этот двухмоторный фронтовой бомбардировщик был самым массовым серийным самолетом КБ Туполева. Правда, отлично зарекомендовав себя в небе Испании в 1939-м, по словам специалистов, уступал по летным качествам аналогам из немецкого люфтваффе. Но это – другая история.
В первый же день войны 312-й авиаполк перебазировали ближе к границе, в район города Шауляй. Сразу после прибытия на запасной аэродром последовал приказ поднять машины в воздух и бомбить позиции врага. Большая часть из них не вернулась обратно.
По словам ветерана: «Результаты полетов были плачевными. С боевого задания самолеты возвращались далеко не все. Из отправленных девяти – два-три, из улетевшего звена из трех машин были сбиты все. Настроение у всех мрачное, подавленное. Мы в один день потеряли многих своих товарищей. Причем даже не знали, удалось ли нашим летчикам нанести врагу хоть какой-то урон в живой силе и технике».
Беда одна не ходит. Ближайшей же ночью уцелевшие самолеты были уничтожены при бомбежке немецкой авиацией прямо на аэродроме. То есть уже через считанные дни после начала военных действий авиаполк перестал существовать как самостоятельная боевая единица. А на подходе были танки противника. Начались тягостные дни отступления.
Под ожесточенными бомбежками остатки полка отвели для переформирования. Важно было сохранить летный и технический состав, замену которому одним днем не подготовишь. Новые части формировались в Воронеже. Нашего земляка зачислили в 565-й штурмовой авиаполк (ШАП) на должность механика по приборам. После укомплектования летным и техническим составом полк направили в город Бузулук для получения самолетов. И не простых, а поистине легендарных. Думаю, штурмовики Ил-2 в представлении не нуждаются.
- Вскоре наш полк направили на Ленинградский фронт, к месту дислокации в поселке Красинцы, что севернее Тихвина, - рассказывал Сергей Михайлович. - Работа нашей части в деле обороны Ленинграда и снятия блокады была очень эффективной. В некоторые дни полковые летчики успевали сделать по три-четыре боевых вылета. Нелегко приходилось и нам, техническому персоналу. Днем «технари» обслуживали самолеты, а ночью – охраняли их на аэродроме. Да и как было не охранять?! В годы Великой Отечественной газета «Правда» писала: «…Самолет Ил-2 – «летающий танк» - является одним из самых эффективных видов нашего авиационного оружия и до сих пор не повторен ни одной из воюющих армий…». Фронтовики с уважением называли штурмовик «воздушной пехотой», «самолетом поля боя». А гитлеровцы – «черной смертью». Вот признание пленных немцев, с которыми нам довелось разговаривать через переводчика: «Нет большего ужаса, чем самолеты Ил-2. Они сводят с ума!» Естественно, враг очень хотел заполучить себе его как опытный образец.
Создан был штурмовик ОКБ под руководством Сергея Владимировича Ильюшина, нашего земляка. В начале войны одноместный вариант переделали в двухместный. Появился воздушный стрелок, вооруженный пулеметом Березина (калибр 12,7 мм.) для защиты задней полусферы. Полное же вооружение самолета включало две пушки ВЯ калибра 23 мм, два пулемета 7,62 мм, кормовой пулемет 12,7 мм, 600-килограммовые бомбы и восемь реактивных снарядов. Как ни крепка была броня Ил-2, но потери случались. Ветеран вспомнил один эпизод, когда в боях под Ленинградом погиб командир второй полковой авиаэскадрильи летчик Мокин:
- Немцам удалось пробить трансформатор, мотор заклинило, и пилот был вынужден посадить самолет на лед реки Волхов. Зная, что на Ил-2 имеется русское секретное оружие – эресы – гитлеровцы решили захватить машину. Дали красную ракету. Мокин, думая, что это свои, побежал к ним. Наши солдаты пошли в атаку и отбили самолет и тело летчика. Мокин в плен не сдался, отстреливался, а последний патрон приберег для себя. Герой был похоронен на станции Гряды. В составе группы по эвакуации подбитого самолета был и я. Штурмовик разобрали для транспортировки в тыл, отсоединили плоскости, отвезли и сдали в рембат.
После снятия блокады авиаполк сначала отправили в тыл для доукомплектования самолетами, а затем снова перебросили на фронт.
- Когда было нужно, когда требовала оперативная обстановка, мы получали приказ немедленно передислоцироваться на такой-то аэродром, - продолжал ветеран. - И летчики тут же приступали к «обработке» отходящих или наступающих соединений противника. При быстрой перебазировке технический состав (кто особенно необходим для подготовки самолетов к вылету на боевое задание) перевозили в бомболюках и даже в шасси воздушных машин. Предварительно заблокировав управление, чтобы летчик при перелете не мог автоматически убрать шасси. Пришлось и мне полетать в бомболюках. Такое запомнилось на всю оставшуюся жизнь. Бежало масло, и могло заклинить мотор.
Много боевых вылетов летчики авиаполка совершили во время битвы на Курской дуге. Затем были Киев, Перемышль, Староконстантинов, Черновцы и другие аэродромы Украины. Закончил свою боевую эпопею Саврасов на аэродроме у немецкого города Грейвиц:
- С этого аэродрома наши летчики выполнили множество вылетов во время операции по освобождению Праги. Здесь мы отметили и нашу победу. Выпили, вспомнили погибших товарищей. Большинство из нас были уверены, что войны теперь никогда не будет. Нашему 565-му штурмовому авиаполку присвоили звание «Станиславский», а 224-й штурмовой авиационной дивизии – «Жмеринская». За совершенные боевые вылеты и уничтожение врага восьми летчикам полка было присвоено звание Героев Советского Союза. Технический состав за количество обслуженных боевых вылетов тоже награждался орденами и медалями. Я награжден медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За освобождение Праги», «За победу над Германией». Позднее получил орден Отечественной войны второй степени. Демобилизовался в июне 1946 года.
Примечательно, что после этого пути фронтовика с авиацией разошлись. Он предпочел вернуться домой, на родину. Хотя умение, полученное на войне, помогло ему и семье выжить в голодные послевоенные годы. Как рассказывал ветеран, для пополнения бюджета он занимался ремонтов часов. За работу платили кто чем мог, главным образом, продуктами питания.
В.Басов
Комментариев нет:
Отправить комментарий