пятница, 25 января 2013 г.

Сор на языке


О нашем времени приходится говорить, как «о хаосе расхлябанной жизни». Нравы со страшной быстротой грубеют. Надо что-то делать для духовного оздоровления. Все мы много хуже и невоспитаннее, чем могли бы быть. Речь ниже пойдет о такой «мерзости жизни», как злоупотребление бранными, нецензурными словами.

В старшей группе детского сада учили азбуку. Каждый день Наташа обогащала свои знания новой буквой. Однажды она вернулась из садика и радостно сообщила: 
- Бабушка, а мы сегодня учили букву «х». Она пишется вот так, и девочка написала букву. 
- А потом мы придумывали слова с буквой «х».  И Павлик такое слово придумал, такое слово… Я тебе не скажу, какое это слово. А воспитательница его наказала. 
Вот так, еще в детсадовском возрасте, дети узнают о наличии нехороших слов, которые не принято употреблять в речи. На них в обществе существует своего рода табу, запрет. К сожалению, по прошествии какого-то времени у некоторых индивидуумов такой ограничитель не срабатывает, и в его лексиконе появляются непотребные слова. Дети, не посещающие детсад, овладевают ими иногда сызмальства. 
Однажды в семье моих знакомых родители услышали от своих чад, вернувшихся из детсада, такие выражения, что пришли в ужас. Проведенное наутро расследование показало, что накануне в детсаду работала мужская ремонтная бригада, лексикон которой и пополнил словарный запас малышей. 
Дети пытливы и любознательны. Буквально на днях пришедший с мамой в магазин «Феникс» мальчик младшего школьного возраста задался вопросом, который заставил улыбнуться стоящих в очереди к кассе женщин. Мужчины же расхохотались. А мальчик всего-навсего спросил: «Мама, а что такое «Антипохмелин?» Та вздохнула с досадой: «Ну вот, опять ты людей рассмешил». Выходит, мальчуган нередко задает не по возрасту серьезные, а то и каверзные вопросы.

Иногда употребление ненормативной лексики взрослые люди объясняют производственной необходимостью. Вот диалог из свежего номера журнала «Наш современник»:
«Пришла однажды женщина в церковь. Встала в очередь на исповедь. Когда подошел ее черед, говорит священнику:
- Батюшка, я бы покаялась, да вот не знаю, что такое грех. 
- Кем работаешь, дочь моя?
- Дояркой.
- Работа-то тяжелая?
- Тяжелая, батюшка. 
- Случается, и матерное слово пропустишь?
- Бывает, батюшка.
- Вот это и есть грех.
- Да какой же это грех, батюшка! Ведь ежели бригадира не обложить, так и силоса не подвезут, и молочка не будет.
Батюшка в ответ с улыбкой:
- Иди сразу к причастию, святая простота».
Недавно в СМИ прошло сообщение, что за словесное оскорбление судьи матча дисциплинарная комиссия дисквалифицировала хоккеиста команды мастеров на три игры. Согласитесь, наказание могло бы быть и построже.

Собственно, взяться за перо на этот раз побудил случай, свидетелем которого я стал в поликлинике нашей районной больницы. Сидевшие в очереди к врачу пациенты, в большинстве своем мужчины из разных сельских поселений, как обычно, толковали о разном: о болезнях, нарушениях, которые оставляют за собой лесозаготовительные комплексы, о плохой дороге на Феклуху… Все бы ничего, но слух буквально резали употребляемые ими в разговоре непечатные выражения, как будто сидели они где-нибудь за бутылкой, а не в общественном, как раньше говорили, присутственном, месте. А ведь в очереди, помимо них, была еще и женщина с дочерью-школьницей. Неужели не обойтись более приличными оборотами речи?
Возмущает, что ненормативная лексика нередко звучит в магазинах, в других посещаемых множеством людей местах. Зачастую слышишь ее и на улице. Подхожу как-то к магазину «Контакт». Между рядами стоящих автомобилей группа из трех-четырех мужчин что-то горячо обсуждает, и вдруг слышу (не затыкать же уши) такое ругательство… Обращаюсь к ним: «Слушайте, неужели нельзя разговаривать без мата?» В ответ в лучшем случае недоуменное: «И что я такое сказал?» 

Горько и стыдно, что грязные, непотребные выражения волей-неволей приходится слушать нашим детям, женщинам. В связи с этим вспоминаются слова Максима Горького из его книги «Несвоевременные мысли»: «Женщина-мать - возбудитель лучших чувств в мужчине, объект его восхищения… Вы можете заставить нас, мужиков, быть более людьми, более детьми… Женщины, у вас есть все для того, чтобы смягчать и очеловечивать. В сердцах матерей всегда больше солнечного тепла, чем в сердце мужчины».
Правда, есть в Верховажье место, где гарантировано отсутствие оскорбительных для слуха приличных людей слов. Районная библиотека. Помимо вежливых и радушных ее работников, таковы здесь и посетители, культурные и воспитанные. В заключение опять обратимся к М. Горькому. «У нас на Руси о культуре следует говорить бесконечно, и еще столько же…»
В.Т. Басов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий