среда, 23 января 2013 г.

Кадры решают все


От трудового потенциала напрямую зависит будущее района

Информационно насыщенным оказалось расширенное совещание по проблемам рынка труда при главе Верховажского муниципального района. На него собрались представители органов власти, местные работодатели из различных сфер производства и руководители бюджетных учреждений. Специально для участия в мероприятии приехали начальник департамента труда и занятости населения области Игорь Даценко и его заместитель Эдуард Синяев. 


Неутешительный прогноз
Продолжавшийся почти три часа разговор получился непростым, неоднозначным, а порой - просто тяжелым. Множество накопившихся проблем могут в перспективе затормозить развитие экономики района. Если не принять срочных мер, то уже в ближайшие десять лет некоторым отраслям производства и социальной сферы грозит «кадровый голод». Прогноз экспертов, составленный на основании существующих тенденций, неутешительный: отток трудоспособного населения из района, в первую очередь молодежи, в города будет продолжаться. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Открыл совещание глава муниципалитета Геннадий Непомилуев, кратко доложивший о перспективах экономического и социального развития района, о состоянии кадрового потенциала, имеющихся проблемах и путях их решения.
Игорь Даценко рассказал об основных тенденциях и проблемах развития рынка труда района. Он напомнил о президентской программе по созданию в стране 25 миллионов дополнительных высококвалифицированных рабочих мест. Что касается Вологодчины, то к 2015 году в области должно появиться не менее девяти тысяч высокотехнологичных вакансий. 3,5 тысячи их них - в Вологде и Череповце. То есть уже через пару лет понадобятся сотни квалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять свои обязанности. В том числе и в районах. Где их взять?

Район - «донор» рабочей силы
Между тем кадровая ситуация осложняется демографической. Города от естественной убыли населения практически не страдают. Во-первых, там смертность меньше, а рождаемость выше. Во-вторых, убыль восполняется за счет мигрантов из других регионов и приезжих из сельской местности. Так получается, что города «обескровливают» село. Наш район - не исключение. По оценке вологодских экспертов, из Верховажья и деревень уезжают люди самого что ни на есть жизненно активного возраста - от 25 до 35 лет. И подобная тенденция с каждым годом будет нарастать. Как ни печально, наш район занимает в области четвертое место по уровню оттока трудоспособного населения. Есть о чем задуматься.

Рыба ищет, где глубже…
Почему так происходит? Игорь Даценко считает, что наиболее ярко и точно ситуацию объясняет народная поговорка: «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше». Проще говоря, людей, в основном молодежь, не устраивают ни условия жизни, ни условия труда на малой родине. К анализу этой проблемы мы вернемся ниже, а пока несколько экспертных прогнозов и замечаний.
Тему продолжил заместитель начальника департамента Эдуард Синяев. Он привел ряд цифр, свидетельствующих об отрицательной динамике демографических, и, как следствие, кадровых процессов, происходящих сейчас и грозящих району в будущем. Можно долго перечислять основанные на анализе выкладки и расчеты представителя департамента, но, думаю, достаточно одного вывода, чтобы ощутить всю сложность проблемы. Даже по оптимистическому прогнозу количество жителей муниципального образования будет неуклонно сокращаться за счет оттока наиболее активной в трудовом отношении части населения. Если такую опасную тенденцию не изменить, то уже к 2025 году более половины населения района будут составлять пенсионеры. Не столь уж далекая перспектива. Вот тут-то и может наступить ситуация, вполне соответствующая вошедшему в современный обиход социологическому термину «кадровый голод». То есть на территории района будет днем с огнем не найти квалифицированных специалистов по целому ряду профессий. Первые «звоночки» уже есть.

На прием - в очередь
Заместитель генерального директора ООО «БиоЛесПром» Алексей Зенков стоит у руля одного из самых больших предприятий на территории района, где занято порядка 360 человек, крупнейшего плательщика налогов (правда, не всегда своевременно) в районную «казну». По словам руководителя, дефицита кадров у них не наблюдается. При устройстве на работу люди стоят в очередь. Но большинство из них не имеет нужной квалификации. К примеру, на укладке досок трудится немало женщин. Работа тяжелая, но и получают неплохо - 17-19 тысяч рублей. То же самое мужчины - многим можно поручить лишь простейшую работу. А вот настоящие специалисты-профессионалы - в меньшинстве. Тех же хороших бульдозеристов, экскаваторщиков, автоэлектриков в районе раз-два и обчелся. Все они на вес золота. Так что предприятие вынуждено за свой счет обучать работников нужным профессиям.
«Элита» «Леспромсевера» - малокомплектные лесозаготовительные бригады. В составе одной из них жители Феклухи, еще старой, «леспромхозовской» закалки. Мужики заготавливают до 2,7 тысячи кубометров древесины в месяц. И зарплата соответствующая - порядка 80 тысяч рублей. Хотя и здесь прогресс берет свое. Если прошлой зимой в арендных делянках «Леспромсевера» лес рубили 12 таких мини-бригад, то нынче - только восемь. Постепенно на смену ручной заготовке приходят современные сортиментные комплексы.
- С одной стороны, мы за то, чтобы максимально автоматизировать производство, облегчить труд лесозаготовителей и лесоперерабочиков, повысить объемы, -  заключает Алексей Зенков. - Хотя на это нужны огромные деньги. С другой, полная автоматизация процесса приведет к неизбежному сокращению штатов. По расчетам, после установки соответствующего современного оборудования не у дел останутся сотни работников. Нужны будут не «работяги», а высококлассные специалисты, способные эффективно использовать производственные мощности.

Дефицитная профессия
Проблемы с нехваткой подготовленных специалистов налицо и в ООО «Верховажьелес». По словам заместителя генерального директора Вадима Ширяевского, кадры операторов для своих девяти сортиментных лесозаготовительных комплексов предприятие вынуждено «черпать» в соседней Архангельской области. Равных им по квалификации и мастерству в районе попросту нет. И еще один яркий, но показательный пример «провалов» в обучении работников нужных профессий. Вадим Леонидович посетовал: упорно искали, но не сумели найти в районе хорошего токаря. Более того, были готовы заплатить деньги, чтобы обучить специалиста в Вологде, но безрезультатно. Так и не удалось собрать необходимую группу. Игорь Петрович Даценко согласился, что эта проблема акутальна даже для областного центра.
О трудностях в обеспечении кадрами агропромышленного комплекса говорил начальник управления сельского хозяйства Вячеслав Щукин. Сейчас верховажским сельхозпредприятиям нужны работники практически всех профессий: от доярок и трактористов до агрономов, зоотехников и ветеринарных врачей. Другая беда - неуклонное старение кадров. Специалистов пенсионного и предпенсионного возраста становится все больше, а молодежи до 30 лет - все меньше. Отсутствует регулярная подпитка села «молодой кровью». Выпускников Молочной академии никаким калачом не заманишь обратно в деревню. Другое дело, если бы этот «калач», образно говоря, был щедро намазан маслом. Зарплата, условия жизни и работа селян способны отпугнуть кого угодно. Молодые специалисты предпочитают «находить себя» в других сферах.  
 И никакие квоты здесь не помогают. А между тем, обучение каждого «бюджетного» студента в той же «Молочке» обходится государству в 75 тысяч рублей в год. Имеющиеся в сельском хозяйстве вакансии не привлекают даже находящихся в сложной жизненной ситуации верховажан. По словам Вячеслава Щукина, они скорей просидят на пособии по безработице, чем пойдут работать за минимальную зарплату на ферму.
Руководитель крестьянского хозяйства Александр Мызин считает: чтобы «удержать» сельское производство, нужно строить жилье и создавать сносные условия для работы. В его выступлении прозвучал также упрек региональной власти. Столько шума было вокруг «пилотного проекта» Сметанино, а толку? Обещанной школы как не было, так и нет. Доверие верховских жителей к властям таким невыполнением взятых обязательств серьезно подорвано.
Разочарована прекращением финансирования областным бюджетом «льняной программы» главный бухгалтер ИП Лайпановой Галина Дербина. По ее словам, цена на льняные ткани увеличилась аж на 80 процентов. О какой рентабельности производства можно теперь говорить. В итоге вместо создания запланированных 40 рабочих мест предприятию по силам «потянуть» лишь 12. И дальше - полная неизвестность.

Невостребованный миллион
Не лучше обстоят дела и в бюджетной сфере. По свидетельству заместителя главврача ЦРБ Людмилы Горюновой, штаты районного здравоохранения так полностью и не укомплектованы. Существует дефицит как врачей, так и среднего и младшего медицинского персонала. Одних только докторов разных специальностей нужно пять человек. Даже обещанные государством выплаты в миллион рублей не привлекают выпускников медвузов. Той же профессии хирурга нужно учиться целых восемь лет. А придет он в сельскую больницу и получит жалованье меньше, чем у терапевта. Про младший медперсонал и говорить нечего. Людмила Петровна готова поклониться в ноги людям, работающим за столь мизерную зарплату и добросовестно выполняющим свои обязанности. Это касается не только центральной поликлиники. Уже сейчас требуется три фельдшера в ФАПы. В большинстве других трудятся работники пенсионного и предпенсионного возраста. Уйдут они на заслуженный отдых, тогда сельские медучреждения хоть закрывай.

Профориентационный «рывок»
Аналогичные кадровые проблемы в верховажской системе образования озвучила руководитель управления Надежда Бугаева. Что уж говорить о сельских учебных учреждениях, если даже в Верховажской средней школе ощущается дефицит педагогов по таким ведущим предметам, как физика и иностранный язык. Другая беда - старение учительских кадров. Это характерно практически для всех 11-леток, и особенно для Чушевицкой и Морозовской. Доля специалистов пенсионного и предпенсионного возраста растет, а молодежь представлена в школах весьма скромно. Если так пойдет и дальше, то никакой оптимизации местной системы образования не понадобится - детей попросту некому будет учить.

Представители департамента предложили реализовать ряд мер для улучшения ситуации с кадровым потенциалом. Вплоть до проведения в школах родительских собраний на тему: «Какие профессии району нужны, какие профессии важны». Большие надежды также возлагаются на создание своей профориентационной программы, учитывающей ситуацию на местном рынке труда. Область тут поможет. В том числе и путем создания центров подготовки специалистов нужных профессий. Прозвучал совет активней привлекать местных предпринимателей к осуществлению запланированных мероприятий.
На совещании шда речь также о повышении эффективности работы по легализации «теневых» зарплат, об иностранной рабочей силе, о «скрытой» занятости, о трудовой занятости детей во время летних каникул. Но об этом в другой раз.            
 Владимир Басов.



Комментариев нет:

Отправить комментарий