Вид на деревни Великодворская и Терентьевская со стороны Жаворонкова |
«Уважаемая редакция. Читаю газету и больше вижу статьи о номинациях, презентациях и других «глобальных» проблемах. А вот во мне зреет «крик души». Хочу излить этот крик, чтобы услышали его наши власти и власти всех уровней. Кто-нибудь из них помнит, что есть на свете уголок под названием Кочевар, деревня Великодворская? И ступала ли туда нога этой власти? С тех пор, как произошло воссоединение двух поселений, о Кочеваре совсем забыли. Жителям даже обратиться некуда, «дежурный» человек, который там оставлен в качестве местной власти, проблем не решает, а глава поселения, наверное, занят заботами своей волости. И мало кто знает, что на данный момент там проживает около 60 человек. Но им приходиться выживать, и они пытаются это делать. Сейчас позакрывали все, что можно было закрыть. Дом культуры закрыт! Куда людям идти отмечать Новый год? Только в лес к елке. Кто поздравит с 8 Марта? Только родные. Библиотеку закрыли. Зачем сейчас читать? Про закрытие магазина - вообще особый разговор. Раньше хоть там жители могли встречаться да как-то общаться, а теперь два раза в неделю приезжает «полуторка», в быстром темпе все распродает и скорей обратно - в райцентр. А то и один раз в неделю приедет. Так что запасаться хлебом и продуктами надо на неделю.
А что делается с деревнями: старые дома все «полетели», огороды покосились, дорог нет. В колхозе, правда, есть еще подвижки, работает два тракториста да три доярки. И безработицы нет. Много, конечно, молодых семей уехало с этой земли, но уехали не от трудов праведных и трудностей местных, а от отношения к ним и к труду, к которому они с детства привыкли. Большая боль на сердце сейчас, и написать бы можно о многом, но хотелось, чтобы хоть об этом прочли. И если уж вы, уважаемая редакция, не сочтете нужным напечатать, так перешлите главе района. Он-то - человек новый на этой должности и не испорченный».
Кочевар - классический вариант верховажской «глубинки». Территория далеко не самая отдаленная. От райцентра - чуть больше 40 километров, гораздо ближе, чем до Феклухи или Рогны. И, тем не менее, проблемная. Потому, что сравнительно недавно лишилась статуса центра сельского поселения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Наверняка для населения чисто психологически было тяжело пережить превращение их малой родины из относительной «автономии» с полным набором собственной социальной инфраструктуры в настоящее захолустье, где даже хлеб и продукты первой необходимости - привозные. Слишком еще ярки в памяти воспоминания о лучших временах. И вот этот контраст между недалеким прошлым и настоящим не может не давать о себе знать. Если болезненно переносится медленное умирание даже отдельной деревни (сколько таких примеров только в нашем районе), что уж говорить о целом сельском поселении.
Впрочем, кто сможет с уверенностью утверждать, что именно слияние двух «сельсоветов» привело к нынешнему состоянию кочеварских деревень? Тем более, избиратели в большинстве своем проголосовали за столь непопулярное, но вынужденное решение. Автор письма в редакцию упомянул о самых последних потерях - закрытии Дома культуры, библиотеки и магазина. Но даже не вспомнил о том, что немногим ранее такая же участь постигла местную школу и детский сад. Попытка объединить эти два учреждения в одно, школу-сад, тогда успехом не увенчалась. На взгляд нескольких моих собеседников, эти печальные события стали своеобразным поворотным пунктом и положили начало цепочке всех недавних «закрытий». Очень будем надеяться, что последних.
Скорее всего, причину такой «цепной реакции» следует искать в «оптимизации» детских учреждений, которая началась несколько лет тому назад. Сейчас здание, где воспитывались и учились десятки кочеварцев, пустует. Именно тогда начался и массовый отток населения из ставшей в одночасье неперспективной В-Терменьги. Вы представляете, сейчас в кочеварских деревнях нет ни одного ребенка. То есть не растет смена старшему поколению.
- Да, детей у нас в Кочевар нет, - говорит заведующая местным ФАПом Татьяна Дмитриевна Стулова. - Все живущие здесь уже переступили порог совершеннолетия. Много среди наших пациентов пенсионеров, которым часто требуется медицинская помощь. За прошлый год фельдшерский пункт посетили 705 раз, что составляет в среднем 8,2 посещения на одного жителя. Кроме того, было зарегистрировано 396 визитов к пациентам на дом, что составило 4,6 посещения на каждого.
Больнее всего закрытие школы и детсада ударило по местному «градообразующему» сельхозпредприятию - «Искре». Помню, как три года назад в беседе со мной председатель хозяйства Владимир Борисович Стулов сетовал, что сразу возникли кадровые проблемы. Особенно с подбором животноводов. По его словам, за неполные 20 лет коллектив «Искры» сократился втрое: с 60 с лишним до двух десятков человек.
На сегодняшний день ситуация еще более осложнилась. После скоропостижной смерти бессменного и опытного председателя дела принял его сын. В числе других проблем ему в наследство досталась и кадровая. И сразу попала в разряд наиболее актуальных. Хотелось бы пожелать Борису терпения и сил, чтобы справиться со вставшими перед ним многочисленными трудностями.
В письме говорится, что в Кочевар «не ступала нога власти». Ответ: власть никуда отсюда и не уходила. Здесь работает ее постоянный представитель - специалист Чушевицкого муниципального образования.
- Лично мне никаких претензий никто не предъявлял, - поясняет Нинель Сергеевна Стулова. - Мне по должности положено во всем помогать населению, что я и стараюсь делать. Оформление любых нужных людям документов и бумаг я беру на себя, будь то выдача справки о семейном положении или что-либо другое. Никуда ехать не надо. Необходим полис медицинского страхования - я собираю доверенности у жителей и передаю в «Элпис». Когда все подготовят - съезжу в Верховажье и привезу. Закончился газ - соберу деньги, сделаю заявку - привезут. Если у кого есть какая-то обида - готова выслушать.
«Хлебный» день в Кочеваре |
Конечно, поначалу без сетований местных жителей на неудобства не обошлось, но постепенно привыкли. Точно так же покупатели собираются в приспособленном «торговом» зале, как в свое время в магазине, и так же разговаривают и общаются. Я услышал единственную претензию, мол, хлеб иногда бывает черствым…
Кроме того, у кочеварцев есть возможность покупать молоко не «с автолавки», а в местном колхозе. Что многие и делают. Своих коров не держит никто, имеют в хозяйстве разве что поросят. А ведь было время, когда частное стадо превышало три десятка голов.
- На мой взгляд, на нераспорядительность власти кочеварцам нечего пенять, - считает Полина Германовна Стулова. - Специалист администрации помогает чем может. Все что можно было сохранить в наших условиях, сохранили. Если кому-то нужно съездить по делам в Верховажье, пожалуйста, еженедельно по пятницам в райцентр идет восьмиместная «Газель», билет стоит 140 рублей. В остальные дни для поездки по собственным нуждам при желании машину можно арендовать. Не понимаю людей, которые вечно чем-то недовольны.
Сложнее с библиотекой. С ее закрытием число местных читателей заметно сократилось. На середину февраля ежегодную перерегистрацию прошли лишь восемь человек. Когда-то доходило до сотни. Сейчас книги периодически доставляют из Чушевиц. Есть смысл подумать о расширении книжного «ассортимента».
- Обидно, что не удалось доработать до пенсии всего два года, - признается бывший библиотекарь Валентина Васильевна Тюрнина, - но что поделаешь. Сейчас я выдаю книги на дому, да приходят очень немногие. Помимо книг, в библиотеке пользовались спросом и журналы, такие, например, как «Тысяча советов», «Все для женщин», «Сельская новь». Сейчас их нет, вот читателей и стало меньше.
Кочеварский же Дом культуры закрыт, если так можно выразиться, наполовину. По праздникам там проходят дискотеки, по красным датам календаря - наезжают самодеятельные артисты из Чушевиц, выступают с концертами.
Нельзя жителям Великодворской, Терентьевской и других здешних деревень очень обижаться и на состояние дорог. За малым исключением они своевременно расчищаются как до Верховажья, так и в сторону центра сельского поселения.
Справка. В письме обнаружилась вот какая ошибка. В Кочеваре живут не «около 60 человек». По официальным данным, в 44 хозяйствах числится 88 человек. 26 из них, или одна треть - пенсионеры.
И еще один момент. Что не дефицит в Кочеваре, так это спиртное. Водку на дому при желании можно приобрести в любое время дня и ночи. Рассказывают, привозят ее за 80 километров из Тотьмы.
Вот такие впечатления у меня остались после поездки в Кочевар. Конечно, не все там так хорошо, как хотелось бы. Но и явной безнадеги в глазах людей я не увидел. Может быть, плохо смотрел?
Владимир Басов.
Публикую коммент по просьбе его автора:
ОтветитьУдалитьОбстоятельно написано. Как будто и не так всё плохо. А я вот почему-то думаю. Что настроение жителей Кочевара статья не поднимет. Все эти "мелочи", которые якобы не так уж драматичны, складываются-таки в моём (в моём ли только?!) сознании в картину безотрадную, в картину, всё-таки, "безнадёги". Когда нет школы, и детей вынуждены увозить, и дома пустеют и разрушаются, и удобств элементарных для сносеой жизни стариков нет, это, простите, БЕЗНАДЁГА. Привет автору. Марголин из Гамбурга.
Я не кочевар, но родственники жили в Верхней Терьменьге. Были деревни и жители в них, даже помнили еще о ж Шлычихи и живших в них "мосятах". В то время на «Кочеваре» народа было «как в Китае». Сейчас о Шлычихе никто уже не помнит, в Верхней Терменьге осталось несколько пенсионерских хозяйств, «Кочевар» вымирает и скоро получит судьбу Шлычихи. Без власти кочевары получат судьбу «таежного тупика», судьбу Лыковых. Проблему может решить только власть, или «Горьковский Данко»..Данко, к сожалению, нет, а имеющаяся власть относится к категории: «не по Сеньке шапка» досталась.
ОтветитьУдалитьвласть бессильна против хода истории: похожие процессы сокращения сельских поселений и их жителей пережили и Европа, и Северная Америка в первой половине ХХ века.
ОтветитьУдалитьКочеварам, конечно, от этого не легче, но на жизнь - иногда - надо смотреть шире.
Еще одна реплика от Марголина: "А если ЕЩЁ шире посмотреть, то дело идёт (хотя и в перспективе) к необходимости пересмотреть близорукую политику "дисквалификации" таких мест. Людьми забываемые, но не забываемые Богом, они ещё принесут нам свои плоды, в осознании нашей русской идентичности, в осознании ценности нравственной жизни."
ОтветитьУдалитьО ходе истории:
ОтветитьУдалитьВ мире существует две тенденции, между ними идет борьба:
А) в условиях глобализации едет процесс ликвидации деревень и переезд жителей из сельской местности в город, индустриализация производства и освоение городской культуры;
Б) в постиндустриальном обществе происходит процесс переезда жителей из города в сельскую местность, создание жизни на экологически чистой территории;
Интересно:
а) эти процессы идут стихийно, так распорядилась история и власть здесь не причем?
Б) эти процессы не стихийны, они идут с участием власти, которая выбрала и поддержала какой-то один из этих процессов?
в)нужно подождать и посмотреть какой из этих процессов будет побеждать и затем поддержать победителя?
г) иной вариант?
Александр Марголин:
ОтветитьУдалитьЯ за вариант Г). Так как в принципе без активного вмешательства власти результата ждать слишком долго, то надо нашим выбором власти содействовать развитию тенденции, действительно характерной для постиндустриальной эпохи, а у нас запаздывающей, как и многое другое.