Елена Бологова, продавец магазина «Меркурий» «Верховажьелесторга» говорит, что хлеб пекарни п. Теплый Ручей на прилавке не залеживается. |
Никогда не забуду один случай из своего детства. Мы, деревенские девочки и мальчики, часто ходили в гости к одной старушке. Она отдавала нам фантики от конфет. В тот день фантиков у нее не оказалось (конфеты были редким лакомством), и она угостила нас хлебом с топленым коровьим маслом. Каждому из нас она подала по куску. Я съела только верх ломтя с маслом, а остаток незаметно бросила под лавку. Через неделю, а, может быть, и раньше, мы снова пришли к бабушке Евдокии. Она сидела за прялкой, а мы, как всегда, уселись на широкую лавку. Сидим, молчим. Молчит и бабушка, не хлопочет около нас, как прежде. Посидев еще немного, мы встали и направились к дверям. И тут она остановила нас, подошла поближе и строго спросила: «Кто в прошлый раз бросил хлеб под лавку?» Все молчали, и я - тоже. А бабушка Евдокия продолжила: «Выбрасывать хлеб – большой грех, за это Бог накажет. А сейчас идите». Мы, опустив головы, понуро вышли из дома бабушки Евдокии… Но ее слова остались в моей памяти. Правда, тогда я не понимала, что такое грех и что такое наказание, не знала и слов молитвы, в которой мы просим Господа не оставить нас без хлеба насущного…
В школе учительница рассказывала нам о блокаде Ленинграда, о блокадном хлебе, испеченном наполовину из разных отходов, даже с опилками, о том, как в годы войны дети в школе радовались крошечному ломтику хлеба, который пекли специально для них из колхозной муки, как собирали колоски в поле. Родители и учителя по-своему пытались внушить нам, что хлеб - это бесценный дар нашей земли-кормилицы.
Читатели постарше, вероятно, знают историю о сотрудниках института растениеводства. Ради спасения богатейшей коллекции (100 тысяч образцов) из 118 стран мира в годы Великой Отечественной войны они жертвовали жизнью, но сохранили зерна для будущих урожаев. Двадцать восемь человек ушли в бессмертие. Быть рядом с хлебом и медленно умирать от голода - нечеловеческая пытка.
Вспомните сказку Андерсена «Девочка, наступившая на хлеб» о том, как гордая и спесивая девочка по имени Инге, пытаясь пройти через болото, бросила хлеб в грязь, чтобы, наступив на него, перейти лужу. Но едва она ступила на хлеб одной ногой, как он начал погружаться глубже и глубже, и девочка утонула. Вот какой урок!
Хлеб не прощает высокомерного, небрежного отношения к нему. Об этом надо чаще говорить детям, учить их, что отношение к хлебу - показатель культуры, воспитанности, уважения к труду земледельца, мукомола, пекаря… Не помню, где я прочитала: хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.
У славян издавна существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами. Хочется думать, им он остается и ныне. Меняются жизнь, нравы, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом-солью встречают самых желанных гостей, хлеб обязательно подадут в дорогу. Хлебом поминают тех, кто уже никогда не вернется. Бедный и богатый человек нуждаются в нем одинаково.
Хлеб - это жизнь. С чего начинают жизнь молодые супруги: с каравая на рушнике. О хлебе, об уважительном отношении к нему надо говорить нашим детям с раннего детства, чтобы для них, как и для нас, взрослых, рядом со словами Родина, Мир, Отец, Мать стояло слово ХЛЕБ. Надо прививать эту любовь в семье, в детском саду, в школе. Тогда мы не увидим буханку черствого хлеба, заплесневелый батон, недоеденную булку в мусорном ведре или в другом неприглядном месте.
О верховажском хлебе
Почти в каждом продовольственном магазине райцентра отведены и отдельные стеллажи для хлебобулочных изделий. В некоторых торговых точках продают хлеб пяти-шести производителей. Но почему-то цена на один и тот же хлеб в разных магазинах разная. Например, в магазине «Алексеевич-1» можно купить хлебушек из Морозова, ИП С.Ю.Поткиной и «Верховажьелесторга». Здесь буханка так называемого черного морозовского хлеба стоит 31 рубль, нарезной батон - 27 рублей. У хлеба, испеченного на хлебозаводе, принадлежащем ИП С.Ю.Поткиной, цена другая: буханка Дарницкого - 30 рублей, батон нарезной - 22 рубля; в «Верховажьелесторге» черный продают по 31 рублю, высшего сорта (белый) - по 26. Магазины «Феникс-8», «Пульс» предлагают покупателям хлебобулочные изделия семи производителей. Кроме верховажских пекарен, хлеб привозят из Тотьмы и Вологды. Самый дешевый хлеб в магазинах «Верховажьелесторг» - «Центральный»: буханка Дарницкого - 26 рублей, высший сорт (белый) - 22 рубля, батон - 20 рублей. В магазине «Гермес» буханка того же Дарницкого стоит уже 28 рублей, батон нарезной - 24 рубля, булка-ромашка - 23 рубля. В январе хлеб в наших магазинах подорожал от двух до пяти рублей за буханку. Хотя правительство области обещало, что цена хлеба останется прежней. Но тут правит рынок, и хорошо, если это последнее повышение.
О качестве хлебобулочных изделий
Опрос покупателей показал, что самым востребованным, а, значит, лучшим, по мнению верховажан, по-прежнему остается хлеб «Верховажьелесторга». Второе место покупатели отдали хлебу ИП. Поткиной, третье - морозовскому. Понятно, что их мнение - не единственный критерий в определении качества хлеба. Как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет. Многие предпочитают покупать тотемский хлеб, Верховажского райпо, вологодский, жители Н-Кулоя - хлеб со своей пекарни, а феклушане гордятся своими пекарями и всем гостям предлагают отведать их хлебушек.
Понятно, что качество хлебобулочных изделий зависит от качества сырья, муки, дрожжей, воды и т.д. Есть смысл поговорить о дрожжах. В одной из телепередач шла речь о вреде термофильных дрожжей, которые широко используются в пищевой промышленности. Нашла о них информацию в Интернете. Оказывается, ученые наткнулись в Ленинской библиотеке на источники, в которых говорится, что эти дрожжи «вырастили» ученые гитлеровской Германии на человеческих костях, мол, если Россия не погибнет в войне, то погибнет от употребления этих дрожжей.
Содрогнувшись, решила уточнить, какие дрожжи применяются при выпечке верховажского хлеба. В производстве хлеба «Верховажьелесторга» и Верховажского райпо используются дрожжи «Рекорд», у ИП С.Ю.Поткиной - «Премиум», в Морозове - простые прессованные дрожжи. Все эти сорта дрожжей утверждены Государственными Стандартами. Но каково же было мое изумление, когда узнала, что в соответствии с ГОСТами в их состав входят: техническая серная кислота, аммония сульфат, поташный нитрат, формалин (дезинфицирующее средство для животноводческих ферм) и др. Значит, прав был ведущий телепередачи: современные дрожжи опасны, ведь грибки в живом организме не уничтожаются, а прорастают в нем. Это способствует возникновению различных заболеваний, в том числе и раковых. Но это тема уже другого материала.
Те, кто заботится о своем здоровье, могут найти альтернативный способ приготовления хлеба в домашних условиях. Над этим стоит подумать. Хотя куда убежишь от нашей действительности: полезны ли такие продукты питания (хлеб, молоко), срок годности которых в два-три раза превышает их природный срок хранения. Все противоестественное - нездоровое!
А ведь наши предки не только говорили, но и искренне считали, что хлеб - дар Божий, и пекли его на правильной закваске. Может быть, чтобы сохранить здоровье нации, нужно вернуться к выпечке хлеба с помощью дрожжей, существующих в самой природе, в хмеле, солоде. Хлеб на хмелевой закваске содержит все незаменимые аминокислоты, углеводы, клетчатку, минеральные вещества, витамины. Разве это так трудно?
Нина Юренская.
Комментариев нет:
Отправить комментарий